Законодательство РФ

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N АПЛ16-566

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2017 г. N АПЛ16-566

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Горшкова В.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.В. о признании частично недействующим пункта 389 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 523,

по апелляционной жалобе С.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации М. и С.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) приказом от 14 июля 2010 г. N 523 утвердило Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).

Пунктом 389 Инструкции предусмотрено, что на верхнем поле лицевой стороны акта медицинского освидетельствования, каждого экземпляра свидетельства о болезни или справки, составленных на лиц с психическими расстройствами, злокачественными новообразованиями, венерическими заболеваниями, больных с синдромом приобретенного иммунодефицита, а также на ВИЧ-инфицированных, военно-врачебная комиссия ставит штамп "Снимать копии, разглашать сведения запрещается".

С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать пункт 389 Инструкции не действующим в части, препятствующей лицу, в отношении которого вынесено заключение военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) с указанными в этом пункте заболеваниями, снимать копии с данного заключения, а также в части, препятствующей кадровому подразделению или нотариусу заверять копию заключения ВВК, изготовленную освидетельствованным лицом самостоятельно.

Административный истец ссылался на то, что оспариваемое предписание противоречит части 3 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ), пункту 4 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 (далее - Перечень). Полагал, что нарушается его право на получение заверенной копии заключения ВВК, являющейся необходимым приложением к заявлению о страховой выплате, а также право на дачу согласия на разглашение в его интересах сведений, составляющих врачебную тайну.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе С.В., не согласившись с таким решением, просит его отменить и удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность обстоятельств, которые суд первой инстанции считает установленными, указывает, что обжалуемое решение не является определенным, поскольку судом не был разрешен вопрос о том, препятствует ли оспариваемое положение Инструкции заверению кадровым подразделением копии заключения ВВК, изготовленной освидетельствованным лицом самостоятельно.

В поступивших возражениях на апелляционную жалобу МВД России просит в ее удовлетворении отказать, считая, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что изложенные в решении суда выводы соответствуют этим обстоятельствам и судом не нарушены и правильно применены нормы материального и процессуального права.

Министерство юстиции Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало свою позицию, изложенную в письме от 16 июня 2016 г., о том, что предусмотренные пунктом 389 Инструкции ограничения в снятии копий заключения ВВК и разглашении сведений распространяются лишь на должностных лиц МВД России, и просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Оспариваемая в части Инструкция утверждена МВД России в целях реализации ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе". Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2010 г., опубликован для всеобщего сведения 23 ноября 2010 г. в "Российской газете" (федеральный выпуск), N 264/1.

Полномочия МВД России на принятие Инструкции неоднократно подтверждались вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации (от 26 октября 2011 г. по делу N ГКПИ11-1743, от 17 апреля 2013 г. по делу N АКПИ13-154, от 7 июля 2014 г. по делу N АКПИ14-567).

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ закреплено, что выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Перечня в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, в числе других документов оформляется также копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья.

В силу абзаца восьмого пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, формы документации (кроме унифицированных форм медицинской документации), необходимые для деятельности военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий), определяются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В соответствии с пунктом 9 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477, одним из реквизитов, которые могут использоваться при подготовке документа, являются указания по исполнению документа.

Довод административного истца о том, что проставление на верхнем поле лицевой стороны заключений ВВК, составленных на лиц с психическими расстройствами, злокачественными новообразованиями, венерическими заболеваниями, больных с синдромом приобретенного иммунодефицита, а также на ВИЧ-инфицированных, штампа "Снимать копии, разглашать сведения запрещается" противоречит части 3 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, несостоятелен.

Статьей 13 названного закона установлено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 этой статьи (части 1, 2).

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (часть 3 статьи 13).

Приведенным законоположениям корреспондирует пункт 137 Инструкции, согласно которому должностные лица, ознакомленные со сведениями, составляющими врачебную тайну, несут ответственность за разглашение этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного проставление на верхнем поле лицевой стороны акта медицинского освидетельствования, каждого экземпляра свидетельства о болезни или заключения ВВК штампа "Снимать копии, разглашать сведения запрещается" направлено на дополнительную защиту сведений, составляющих врачебную тайну, от разглашения и не может рассматриваться как нарушающее права освидетельствованного лица.

Таким образом, в обжалуемом решении обоснованно указано, что пункт 389 Инструкции в оспариваемой части не противоречит части 3 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, поскольку служит гарантией защиты граждан от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (часть 3 статьи 5 этого закона), и тем самым обеспечивает соблюдение их прав в сфере охраны здоровья.

Проанализировав пункт 389 Инструкции в его взаимосвязи с другими положениями данного нормативного правового акта (пункты 137, 239), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание адресовано не лицу, в отношении которого проведено медицинское освидетельствование, а руководству органов внутренних дел (командиру воинской части), где проходил службу (военную службу) освидетельствованный, или начальнику, направившему его на освидетельствование, а также иным органам и должностным лицам в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

При этом Инструкция предоставляет возможность получения освидетельствованным лицом копии дубликата заключения ВВК, что следует из ее пункта 405, согласно которому в случае утраты заключения ВВК, справки о тяжести травмы ВВК по обращению освидетельствованного лица, его законного представителя или руководства органа внутренних дел выдает копию документа в одном экземпляре с отметкой в правом верхнем углу: "Дубликат взамен утраченного". Дубликат оформляется в соответствии с требованиями к оформлению заключений ВВК.

Пункт 389 Инструкции в оспариваемой части не регламентирует вопрос заверения копий заключений ВВК кадровыми подразделениями страхователя. Этот вопрос урегулирован в Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 октября 2012 г. N 924. Пункт 8 указанного нормативного правового акта предусматривает, что документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм выгодоприобретателю по обязательному государственному страхованию, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, заверяются руководителем кадрового подразделения и направляются в страховую компанию.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Ссылка С.В. в апелляционной жалобе на несоответствие оспариваемого предписания приведенной норме закона является необоснованной, т.к. пункт 389 Инструкции не содержит положений, которые бы препятствовали организациям страхователя оказывать содействие выгодоприобретателям в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Доводы административного истца о незаконности пункта 389 Инструкции фактически сводятся к несогласию с конкретным судебным решением, вынесенным по заявлению С.В. об оспаривании действий УМВД по г. Белгороду по отказу в заверении копии заключения ВВК МСЧ по Белгородской области и взыскании компенсации морального вреда. Однако в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, законность этого судебного постановления проверена быть не может. Административный истец вправе обжаловать его в порядке, предусмотренном главами 34, 35, 36 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вопреки утверждению С.В. в апелляционной жалобе выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

Установив, что пункт 389 Инструкции не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления С.В.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

В.В.ГОРШКОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления