ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 июля 2018 г. N 67-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новосибирской области о признании недействующим решения 33 сессии Совета депутатов Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области от 13 апреля 2015 года N 198 "Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в Борисоглебском сельсовете Убинского района Новосибирской области" по апелляционной жалобе Совета депутатов Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 26 февраля 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Решением Совета депутатов Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области от 13 апреля 2015 года N 198 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в Борисоглебском сельсовете Убинского района Новосибирской области.
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанного решения Совета депутатов недействующим, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), поскольку в Уставе Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области отсутствуют нормы, закрепляющие дополнительную гарантию выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Решением Новосибирского областного суда от 26 февраля 2018 года удовлетворено административное исковое заявление прокурора Новосибирской области. Признано противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 33 сессии Совета депутатов Борисоглебского сельсовета от 13 апреля 2015 года N 198 "Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в Борисоглебском сельсовете Убинского района Новосибирской области".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Советом депутатов Борисоглебского Сельсовета Убинского района Новосибирской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований со ссылкой на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Новосибирской области представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на положения части 5.1 статьи 40, части 3 статьи 34, части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, пришел к выводу о том, что установление гарантий, в том числе и дополнительных социальных гарантий в связи с прекращением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, является правом представительного органа муниципального образования в случае, если устав муниципального образования устанавливает такие гарантии.
Суд первой инстанции, установив, что Устав Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области, действовавший в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, не предусматривал каких-либо социальных гарантий членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и не содержал норм, относящих урегулирование данных правоотношений к полномочиям Совета депутатов Борисоглебского сельсовета, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования с превышением полномочий данного органа и подлежит признанию недействующим. Учитывая, что оспариваемый акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан, суд признал данный нормативный правовой акт не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным согласиться, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
При этом суд правомерно указал, что в соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 года.
Таким образом, вопросы установления пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии) гражданам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как правильно указал суд, принимая оспариваемое решение, Совет депутатов Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области не учел положения абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ содержится перечень полномочий, находящихся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, а согласно части 11 этой же статьи - иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Исходя из положений приведенных выше норм Федерального закона N 131-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что порядок назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в Борисоглебском сельсовете Убинского района Новосибирской области, мог быть установлен Советом депутатов Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области лишь при наличии в Уставе муниципального образования такого вида гарантий.
Тогда как судом первой инстанции установлено, что в Уставе Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области нормы, предусматривающей установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в названном муниципальном образовании, не содержится.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт - решение 33 сессии Совета депутатов Борисоглебского сельсовета от 13 апреля 2015 года N 198 "Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в Борисоглебском сельсовете Убинского района Новосибирской области" принятым с превышением полномочий данного органа и противоречащим федеральному законодательству, а именно абзацу первому части 5.1 статьи 40 и части 11 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих приведенные выше выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, Судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Новосибирского областного суда от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Борисоглебского сельсовета Убинского района Новосибирской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------