ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 июля 2018 г. N 66-АПГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 г. N 617-пп "О переводе земельного участка"
по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 14 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
заместитель прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Иркутской области от 7 ноября 2012 г. N 617-пп "О переводе земельного участка" (далее - Постановление N 617-пп), которым земельный участок с кадастровым номером 38:13:000040:1267, государственная собственность на который не разграничена, переведен из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Решением Иркутского областного суда от 14 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено. Постановление N 617-пп признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Иркутской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела. В частности, судом сделан неправильный вывод о том, что при принятии оспариваемого постановления Правительство Иркутской области допустило нарушение Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ). Также, судом не установлено нарушение прав неопределенного круга лиц.
Прокуратура Иркутской области представила возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В числе основных принципов земельного законодательства подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли запаса отнесены к отдельной категории земель.
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель (пункт 1 статьи 103 ЗК РФ).
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункт 2 статьи 103 ЗК РФ).
Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в том числе Законом N 172-ФЗ.
Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель (статья 13 Закона N 172-ФЗ).
Спора по формированию земельного участка в рамках настоящего дела не имеется.
Поскольку Постановлением N 617-пп земельный участок с кадастровым номером 38:13:000040:1267 переведен из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ), в этом случае подлежат применению также специальные нормы, касающиеся вопросов перевода земель иных категорий или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
Данная норма учитывает особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, а также их предназначение, ограничивает возможность произвольного перевода в данную категорию иных земель, а в качестве необходимых оснований для перевода предусматривает принятие уполномоченными органами решений о создании особо охраняемых территорий или туристско-рекреационных особых экономических зон, что предполагает необходимость последующего комплексного освоения и развития соответствующих земельных участков в общественных интересах.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли), которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (статья 94 ЗК РФ).
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства создания особо охраняемых территорий регионального либо местного значения, в соответствии со статьями 95 - 100 ЗК РФ, Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд дал оценку доводу административного ответчика об отсутствии нарушения прав неопределенного круга лиц, и верно указал, что оспариваемым постановлением затронуты права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, что соответствует также положениям статьи 215 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Иркутского областного суда от 14 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Иркутской области без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------