ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 июля 2018 г. N 51-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 26 декабря 2017 г. N 480, по апелляционным жалобам Правительства Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 30 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Правительства Алтайского края от 26 декабря 2017 г. N 480, размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2017 г., утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Территориальная программа).
В разделе VI Территориальной программы установлены нормативы объема медицинской помощи в том числе за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) - 0,225 посещения на 2018 год, 0,2256 посещения на 2019 год, 0,2264 посещения на 2020 год (включая посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) (абзац третий);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, - 0,1184 обращения на 2018 год, 0,11873 обращения на 2019 год, 0,11915 обращения на 2020 год (абзац четвертый);
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 0,00337 случая на 2018 год, 0,00338 случая на 2019 год, 0,00339 случая на 2020 год (абзац шестой);
- для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 0,00918 случая на 2018 год, 0,0092 случая на 2019 год, 0,00924 случая на 2020 год (абзац седьмой);
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) - 0,0101 койко-дня на 2018 год, 0,01013 койко-дня на 2019 год, 0,01016 койко-дня на 2020 год (абзац восьмой).
Разделом VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, в том числе за счет средств краевого бюджета:
- на одно посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 420,0 рубля на 2019 - 2020 годы (абзац двенадцатый);
- на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 1217,9 рубля на 2019 - 2020 годы (абзац тринадцатый);
- на один случай лечения в условиях дневных стационаров - 12 442,1 рубля на 2019 - 2020 годы (абзац пятнадцатый);
- на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - 72 081,3 рубля на 2019 - 2020 годы (абзац шестнадцатый);
- на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), - 1929,9 рубля на 2019 - 2020 годы (абзац восемнадцатый).
Названным разделом также установлены подушевые нормативы финансирования за счет средств краевого бюджета в расчете на одного жителя - 2738,72 рубля на 2018 год, 1852,82 рубля на 2019 год и 1859,37 рубля на 2020 год.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими приведенных выше норм регионального нормативного правового акта ввиду установления ими Нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Алтайского края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Алтайского краевого суда от 30 марта 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Алтайского края и Министерство здравоохранения Алтайского края просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором поданы возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного Закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 названного Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
Средние нормативы объема медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установлены в разделе VII Федеральной программы.
Суд первой инстанции, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о нормативах объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, правомерно констатировал, что Правительством Алтайского края оспариваемые нормативы определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем законно признал оспариваемые предписания Территориальной программы недействующими.
Ссылка в жалобе на недостаточность финансирования Территориальной программы является несостоятельной и не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Алтайского краевого суда от 30 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------