Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 5-АПГ17-28

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 мая 2017 г. N 5-АПГ17-28

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" на решение Московского городского суда от 22 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пункта 2151 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя правительства Москвы Федотова П.С., объяснение представителя заинтересованного лица акционерного общества "Научно-исследовательский институт конструкционных материалов на основе графита" Казаковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

28 ноября 2014 года правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, пунктом 1.1 которого утвержден перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".

Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.

Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Вышеназванный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.

Постановление правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.

В названный перечень объектов недвижимого имущества, действующий с 1 января 2016 года, под пунктом 2151 включено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, расположенное по адресу: город Москва, Электродная улица, дом 2, строение 3, часть нежилых помещений с кадастровым номером 77:03:0006001:3939 в котором принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод", которое обратилось в суд с административным иском о признании пункта 2151 оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества недействующим с 1 января 2016 года.

В обоснование своего требования административный истец ссылался на то, что указанное здание по признакам, приведенным в положениях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", не может быть отнесено к видам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Как утверждал административный истец, фактическое использование данного здания в период его включения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не устанавливалось. Включение данного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Решением Московского городского суда от 22 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Москвы и прокуратурой города Москвы представлены возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Отказывая в удовлетворении административного иска и отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции руководствовался, среди прочего, подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и исходил из того, что один из нескольких видов разрешенного использования одного из двух земельных участков, на которых расположено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, часть нежилых помещений в котором принадлежит административному истцу, предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, что является достаточным основанием для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законом города Москвы "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы установлен налог на имущество организаций, определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.

Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", действующий с 1 января 2016 года. В данный перечень под пунктом 2151 в качестве административно-делового центра включено здание с кадастровым номером 77:03:0006001:1070.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 м2 и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Как видно из материалов административного дела, общество с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" является собственником нежилых помещений общей площадью 2 617,9 м2 с кадастровым номером 77:03:0006001:3939, находящихся в нежилом здании общей площадью 3 541,2 м2 с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, которое под пунктом 2151 включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Указанное здание расположено на двух земельных участках, один из которых с кадастровым номером 77:03:0006001:1017 имеет один вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", соответствующий пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а другой с кадастровым номером 77:03:0006001:1014 имеет три вида разрешенного использования: 1) "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (пункт 1.2.7 названных методических указаний), 2) "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (пункт 1.2.9 названных методических указаний), 3) "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" (пункт 1.2.17 названных методических указаний).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законном включении здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1070 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на том основании, что данное здание расположено на двух земельных участках, один из нескольких видов разрешенного использования одного из которых предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, что является достаточным основанием для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".

При этом исключение относительно зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов, содержащееся в пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", суд первой инстанции правомерно посчитал неприменимым в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1070.

Виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:1014 воспроизводят виды разрешенного использования, приведенные в пунктах 1.2.7 и 1.2.9 вышеназванных методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, и свидетельствуют о том, что один из них, а именно приведенный в пункте 1.2.7, соответствует требованию подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает размещение именно офисных (а не административных) зданий, предназначенных для деловой, коммерческой деятельности.

Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" по существу основаны на ином толковании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", согласно которому указанное исключение должно быть применено в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1070, однако такое толкование пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" является неверным в силу вышеизложенного.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрафитЭл - Московский электродный завод" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления