ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 мая 2017 г. N 34-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Калининой Л.А.
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" о признании не действующим пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО (ред. от 3 июня 2015 г.) "О развитии сельского хозяйства Мурманской области" в части слов "зарегистрированные на территории Мурманской области" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" на решение Мурманского областного суда от 9 декабря 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" Бондаренко М.В., Драчук К.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
2 апреля 2009 г. Мурманской областной Думой принят, а 20 апреля 2009 г. губернатором Мурманской области подписан Закон Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО "О развитии сельского хозяйства Мурманской области" (далее - Закон Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО). Данный закон опубликован в газете "Мурманский вестник" от 29 апреля 2009 г. N 77.
Абзацем первым пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО (ред. от 3 июня 2015 г.) установлено, что в целях настоящего Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Мурманской области (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Общество с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" (далее - ООО "Полярная звезда", общество), являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Мурманской области в лице филиала "МТФ Полярная звезда в н.п. Междуречье Кольского района Мурманской области", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО в части слов "зарегистрированные на территории Мурманской области", как не соответствующего законодательству Российской Федерации с 1 апреля 2015 г.
Административный истец полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт в вышеназванной части противоречит статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 5 и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ), пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ), а также иным федеральным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы предоставления и распределения субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые не содержат требований о необходимости государственной регистрации и постановки получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории субъекта Российской Федерации.
Административный истец, которому в 2015 году было отказано в выплате субсидии на основании пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО, считает, что установленное указанной нормой требование о государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Мурманской области нарушает его права и законные интересы, ограничивает круг получателей субсидий и создает дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, хотя и осуществляющих деятельность, но не зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Решением Мурманского областного суда от 9 декабря 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Полярная звезда" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Полярная звезда" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении судом норм материального права и в отсутствие надлежащей оценки доводов административного истца, просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителями Мурманской областной Думы, Губернатора Мурманской области, министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, прокуратуры Мурманской области представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ООО "Полярная звезда", суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО соответствуют требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы административного истца, защищаемые антимонопольным законодательством, поскольку региональный законодатель вправе установить территориальный принцип предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям мер государственной поддержки из областного бюджета, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета, а также предусмотреть такой критерий для определения субъектов государственной поддержки развития сельского хозяйства, как регистрация в качестве юридического лица на территории субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведенными выводами суда первой инстанции не согласна, считает их основанными на неверном толковании норм материального права.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании названного федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ).
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ закреплено применяемое в целях этого федерального закона понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Из приведенных законоположений следует вывод о том, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления.
Вместе с тем такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Реализуя предусмотренные пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило:
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887, Общие требования);
Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Государственная программа).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в нормативных правовых актах, устанавливающих порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете). Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий.
Государственной программой определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (Приложение 7), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (Приложение 8), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (Приложение 9), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (Приложение 10), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования (приложение 11), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (Приложение 12), устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий.
Соблюдение совокупности установленных Правительством Российской Федерации в развитие норм Бюджетного кодекса, Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ условий и критериев является основанием для предоставления из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также основанием для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые, в свою очередь, соответствуют определенным субъектом Российской Федерации категориям и (или) критериям отбора, таких мер за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета (на условиях софинансирования).
Из материалов дела следует, что в 2014 - 2016 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям на территории Мурманской области предоставлялись меры государственной поддержки в соответствии с государственной программой Мурманской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 г. N 563-ПП (субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, субсидии на продукцию животноводства, субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, субсидии на поддержку племенного животноводства и пр.), оказываемые за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета (процент софинансирования из федерального бюджета в 2014 г. - 19%, в 2015 г. - 14%, в 2016 г. - 16%).
ООО "Полярная звезда" являлось получателем вышеназванных мер государственной поддержки как сельскохозяйственный товаропроизводитель, за исключением периода с 3 апреля 2015 г. по 3 июня 2016 г., когда общество, продолжая осуществлять свою хозяйственную деятельность на территории Мурманской области, было зарегистрировано на территории Чеченской Республики.
В период регистрации ООО "Полярная звезда" на территории Чеченской Республики обществу было отказано во включении в перечень предприятий - получателей субсидии на продукцию животноводства на 2015 год со ссылкой на пункт 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО, предусматривающий, что сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей данного закона являются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Мурманской области.
Полагая, что примененные в отношении ООО "Полярная звезда" положения пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО в части слов "зарегистрированные на территории Мурманской области" не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что территориальный критерий региональной поддержки является экономически обоснованным и что, установив в рамках предоставленных полномочий конкретные условия предоставления субсидий и иной поддержки сельскохозяйственным производителям, Мурманская область правомерно определила круг субъектов, имеющих право на получение мер государственной поддержки за счет средств областного и федерального бюджетов (на условиях софинансирования), и отказал на этом основании в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав приведенные положения Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 в их взаимосвязи, с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемых положений пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, согласиться не может.
Так, предусмотренное пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя в части слов "зарегистрированные на территории Мурманской области" не соответствует положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ, в которой подобного ограничения по территориальному признаку для приобретения организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, правового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя не содержится.
Не содержится такого ограничения и для сельскохозяйственных товаропроизводителей как получателей мер государственной поддержки в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887.
Правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации и не может быть поставлен региональным законодателем в зависимость от наличия либо отсутствия факта регистрации, постановки на налоговый учет на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
Иное толкование названных положений федерального законодательства привело бы к произвольному решению вопроса об отнесении одной и той же организации, индивидуального предпринимателя к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, о предоставлении им мер государственной поддержки, на территории различных субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем таких полномочий по установлению не предусмотренных федеральным законодательством ограничений, которые не соотносятся с конституционно значимыми принципами и целями, изложенными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Действительно, федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по определению категорий и (или) критериев отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, целей, условий и порядка их предоставления.
Однако введенное Законом Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО ограничение по территориальному признаку по своему содержанию реализацией данных полномочий субъекта Российской Федерации не является.
Из системного толкования положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2, подпункта "г" пункта 3, пункта 4 Общих требований следует, что применительно к спорным правоотношениям категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, а также цели, условия и порядок их предоставления должны быть определены в нормативных правовых актах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актах уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматривать среди прочего порядок проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
Закон Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО не относится к нормативным правовым актам, которыми могут быть урегулированы данные правоотношения, не содержит норм, устанавливающих порядок проведения отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, либо корреспондирующих решение вопроса об определении получателей субсидий к закону о бюджете, не определяет цели, условия и порядок их предоставления.
Напротив, оспариваемое положение Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО создает препятствие для допуска юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных на территории Мурманской области, к процедуре отбора в качестве получателей субсидий, является формальным основанием для отказа в предоставлении субсидий без оценки указанных лиц и представленных ими документов на предмет соответствия категориям и (или) критерии отбора получателей субсидий, целям, условиям и порядку предоставления субсидий.
Не соответствует Закон Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО в оспариваемой части и определенным Государственной программой критериям, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, к числу которых относятся конкретные показатели их хозяйственной деятельности (наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя соответствующих посевных площадей, наличие и обеспечение сохранности поголовья коров и (или) коз, выполнение заемщиками обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов и пр.), а не территория регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации принимает во внимание и то обстоятельство, что порядок предоставления государственных или муниципальных преференций (предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий) определен статьями 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.
При этом установление не предусмотренного федеральным законодательством ограничения при предоставлении оказываемых с. привлечением средств федерального бюджета мер государственной поддержки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных на территории Мурманской области, может расцениваться как государственные преференции иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды деятельности, но имеющим регистрацию на территории данного субъекта Российской Федерации, которые предоставляются органами государственной власти Мурманской области с нарушением требований пункта 7 части 1 статьи 15, статей 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ, а также свидетельствовать о создании дискриминационных условий в указанной сфере (пункт 8 статьи 4, пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от. 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ).
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что абзац первый пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО в части слов "зарегистрированные на территории Мурманской области" не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы ООО "Полярная звезда" как сельскохозяйственного товаропроизводителя, претендующего на получение мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Поскольку на территории Мурманской области осуществляется предоставление мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, то есть оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права сельскохозяйственных товаропроизводителей, абзац первый пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО в названной выше части подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Мурманского областного суда от 9 декабря 2016 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" удовлетворить, признать не действующим абзац первый пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 г. N 1082-01-ЗМО (ред. от 3 июня 2015 г.) "О развитии сельского хозяйства Мурманской области" в части слов "зарегистрированные на территории Мурманской области" со дня вступления решения суда в законную силу.
------------------------------------------------------------------