Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.09.2016 N 34-АПГ16-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 сентября 2016 г. N 34-АПГ16-10

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Борисовой Л.В. и Калининой Л А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу избирательного объединения "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на решение Мурманского областного суда от 6 сентября 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению избирательного объединения "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Мурманским областным отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

постановлением Мурманской областной Думы от 16 июня 2016 г. N 2952 на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Мурманской областной Думы шестого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Мурманской области (далее - Избирательная комиссия, Комиссия) от 27 июля 2016 г. N 205/1193 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва в количестве 28 человек, выдвинутый избирательным объединением "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" (далее - избирательное объединение "Коммунисты России").

Избирательное объединение "Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - избирательное объединение КПРФ) обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Коммунисты России".

В обоснование заявления административный истец сослался на то, что указанная регистрация была произведена на основании представленного в Комиссию протокола конференции от 8 июля 2016 г. о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу. Однако эта конференция проведена с нарушением требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ). В частности, был нарушен порядок проведения конференции, поскольку право на выдвижение делегатов на конференцию предоставлено только общему собранию, которое является высшим руководящим органом регионального отделения политической партии "КОММУНИСТЫ РОССИИ", ввиду отсутствия местного отделения партии. Такое общее собрание не проводилось. Кроме того, решение конференции является неправомочным, поскольку при проведении конференции присутствовали 18 человек при требуемом наличии кворума 20 человек исходя из численности членов областного отделения политической партии "КОММУНИСТЫ РОССИИ", которая составляла 38 человек. По этим основаниям регистрация областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу и регистрация кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по одномандатным округам от регионального отделения политической партии "КОММУНИСТЫ РОССИИ" является незаконной.

Мурманским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления просит в апелляционной жалобе избирательное объединение КПРФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.

Суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из вывода об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены регистрации областного списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Коммунисты России".

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных Законом, иным законом.

Согласно пункту 8 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" данного пункта указанной статьи.

В пункте 2 статьи 35 Закона отмечено, что выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

Подпунктом "а" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в качестве основания отказа в регистрации списка кандидатов названо несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 этого закона.

В соответствии с положениями Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (пункт 1 статьи 36). Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии (пункт 2 статьи 24). Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2 статьи 25). Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие в том числе порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункты 1 и 2 статьи 21).

Суду представлен и в материалах дела имеется Устав политической партии "Коммунисты России" (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2013 г.), в котором закреплены положения о том, что:

- региональное отделение партии создается и действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 3.5);

- высшим руководящим органом регионального отделения является конференция, которая проводится не реже одного раза в три года. Внеочередные конференции проводятся по мере необходимости. Решение о созыве как очередной, так и внеочередной конференции, о дате и месте проведения, а также о норме представительства принимается Комитетом регионального отделения (пункт 6.2);

- Конференция имеет право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное решение утверждается Политическим Бюро ЦК (пункт 6.3);

- Конференция считается правомочной, если на ее заседании присутствует более половины делегатов, избранных от соответствующих местных отделений партии (пункт 6.4);

- постоянно действующим руководящим органом регионального отделения партии является Комитет, который избирается Конференцией регионального отделения и ей подотчетен (пункт 6.8);

- Комитет созывает внеочередные и очередные конференции регионального отделения, определяет дату и место их проведения, проект повестки дня, а также норму представительства на Конференцию от каждого местного отделения, а также выдвигает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении повторных или дополнительных выборов (пункт 6.9);

- если на территории соответствующего субъекта Российской Федерации отсутствуют местные отделения партии и на учете в региональном отделении состоит менее 30 членов партии, высшим руководящим органом регионального отделения является общее собрание. Общее собрание правомочно, если на его заседании присутствует более половины членов партии, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Деятельность общего собрания регионального отделения регламентируется положениями пунктов 6.2 - 6.5 Устава (пункт 6.7).

Как установлено судом, основанием для принятия постановления о регистрации списка кандидатов в депутаты послужило решение регионального отделения политической партии "КОММУНИСТЫ РОССИИ", оформленное протоколом конференции от 8 июля 2016 г.

Из протокола конференции от 8 июля 2016 г. следует, что на учете в региональном отделении состоит 38 членов партии. На конференции присутствовали и были зарегистрированы 18 делегатов из избранной нормы представительства - 20 делегатов.

В протоколе Комитета от 24 июня 2016 г. N 13 отражено, что Комитетом было принято решение о созыве внеочередной конференции по вопросам выдвижения списка кандидатов в депутаты на 8 июля 2016 г. и тайным голосованием произведен выбор депутатов с определением нормы представительства для участия в конференции в количестве 20 делегатов.

При таких данных судом сделан вывод о том, что решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва принято правомочным органом - конференцией регионального отделения политической партии "КОММУНИСТЫ РОССИИ" с соблюдением кворума и порядка тайного голосования. Поскольку порядок выдвижения областного списка кандидатов был соблюден, то Комиссия правомерно произвела регистрацию представленного списка кандидатов в депутаты.

Статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав. Согласно части 5 данной статьи заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

В части 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано на то, что решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Аналогичные правовые предписания содержатся в пункте 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление об отмене регистрации списка кандидатов подано избирательным объединением КПРФ 2 сентября 2016 г., то есть с соблюдением установленного законом срока.

Вместе с тем Судебная коллегия не имеет правовых оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.

В части 6 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплены положения о том, что апелляционная жалоба на решение суда по административному делу об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившая в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования.

Поскольку голосование по выборам депутатов Мурманской областной Думы шестого созыва назначено на 18 сентября 2016 г., в настоящее время принятие решения об удовлетворении заявленных требований в силу прямого запрета закона невозможно.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Мурманского областного суда от 06 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Мурманское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления