Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N 18-АПГ17-21

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2017 г. N 18-АПГ17-21

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" на решение Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пунктов 39213 и 39225 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя общества с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" Малыгиной Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 на 2017 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 39213 и 39225 которого налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0404003:114, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, Симферопольская улица, дом 55, а также в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0404003:83, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, Симферопольская улица.

Вышеназванный приказ вместе с Перечнем объектов недвижимого имущества размещен на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" diok.ru.

Общество с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что является собственником указанных зданий и земельного участка, на котором данные здания расположены. По мнению административного истца, данные здания признаками объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость на основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не обладают. Как утверждал административный истец, фактическое использование указанных зданий не устанавливалось, вместе с тем данные здания фактически используются в качестве склада продукции, в котором торговая деятельность не осуществляется.

Решением Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" просит решение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Относительно доводов апелляционной жалобы департаментов имущественных отношений Краснодарского края и прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Отказывая в удовлетворении административного иска и отклоняя доводы общества с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания", суд первой инстанции руководствовался подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" и исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83, предусматривает размещение торговых объектов, что является достаточным основанием для включения указанных зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законом Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Краснодарского края установлен налог на имущество организаций, определены ставка данного налога, порядок и сроки уплаты данного налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно пункту 1 статьи 1.1 указанного Закона Краснодарского края налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов административного дела, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83 расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0404003:37, вид разрешенного использования которого указан следующий - "для эксплуатации зданий и сооружений базы оптово-розничной торговли".

Классификация видов разрешенного использования земельных участков приведена в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.

В случае по настоящему административному делу вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0404003:37 соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", поскольку предусматривает размещение торговых объектов, к которым, в частности, относятся здания и сооружения базы оптово-розничной торговли.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что принадлежащие административному истцу здания с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83 расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, пришел к правильному выводу о закономерности включения указанных зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания" о том, что принадлежащие ему объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83 для размещения торговых объектов фактически не используются, на правильность принятого судом первой инстанции решения не влияют, поскольку указанные здания были включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не по виду их фактического использования, а по виду разрешенного использования земельного участка, на котором эти здания расположены.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания", основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления