Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.11.2016 N 93-АПГ16-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 ноября 2016 г. N 93-АПГ16-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е., Калининой Л.А.,

при секретаре Костереве Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Магаданской городской Думе о признании противоречащим закону и недействующим в части пункта 7.11.2 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденных решением Магаданской городской Думы от 3 марта 2015 года N 5-Д, по апелляционным жалобам Магаданской городской Думы и мэрии города Магадана на решение Магаданского областного суда от 14 июля 2016 года, которым административное исковое заявление Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Магаданской городской Думы от 3 марта 2015 года N 5-Д утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан". Решение опубликовано 19 марта 2015 года в издании "Вечерний Магадан" N 12 (1340).

Пунктом 7.11.2 вышеназванных Правил запрещается стоянка или парковка транспортных средств, прицепов и других средств передвижения, в том числе хранение разукомплектованного (неисправного) транспортного средства вне предусмотренных для этих целей мест (в том числе на детских, игровых и спортивных площадках, площадках для отдыха, парках, скверах, газонах, участках с зелеными насаждениями, тротуарах, пляжах, водоохранных зонах в черте города, а также в местах, где они создают препятствие использованию технических площадок, обеспечивающих эксплуатацию и безопасность зданий (трансформаторных, насосных и тепловых подстанций, мусоросборных, контейнерных площадок, пожарных гидрантов, канализационных люков). Стоянка на придомовых территориях не должна препятствовать движению транспортных средств, уборочной и иной специальной техники, в том числе пожарных, машин скорой медицинской помощи, аварийных, машин для вывоза ТКО.

Охотское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Магаданский областной суд с административным иском о признании противоречащим закону и недействующим пункта 7.11.2 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденных решением Магаданской городской Думы от 3 марта 2015 года N 5-Д, в части установления запрета на стоянку (парковку) вне предусмотренных для этого целей мест.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое нормативное положение является неопределенным и противоречит Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

По мнению административного истца, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, законодатель органа местного самоуправления не вправе вторгаться в сферу этих отношений. Запрещая стоянку или парковку транспортных средств вне предусмотренных для этих целей мест, административный ответчик тем самым запретил стоянку (парковку) транспортных средств на всей территории города Магадана, за исключением специально отведенных для этих целей мест, что свидетельствует о неопределенности оспариваемой нормы, неясности ее исполнения.

В подтверждение нарушенных прав административный истец сослался на факт привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона Магаданской области от 15 марта 2005 года N 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области", а именно за остановку и стоянку транспортного средства вне предусмотренного для этих целей месте, а также у распределительной подстанции.

Решением Магаданского областного суда от 14 июля 2016 года административный иск Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству удовлетворен.

В апелляционных жалобах Магаданская городская Дума и мэрия города Магадана просят об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Представителем административного истца и участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционных жалоб.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно абзацу 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из положений пункта 1 статьи 6, пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, статей 1.3, 1.3.1, 2.1, 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

Суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и удовлетворяя заявленные требования, сделал правильный вывод о том, что оспариваемая норма принята Магаданской городской Думой с превышением полномочий, поскольку устанавливает запреты, влекущие административную ответственность за их неисполнение.

Данный вывод суда является обоснованным, соответствует положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт предусматривает запрет на стоянку или парковку транспортных средств вне предусмотренных для этих целей мест, нарушение которого влечет в соответствии со статьей 6.4 Закона Магаданской области от 15 марта 2005 года N 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области", административную ответственность, то есть фактически дублирует административную ответственность, установленную нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что недопустимо в силу вышеприведенных норм права.

Также следует согласиться с выводом суда о неопределенности оспариваемой правовой нормы.

Оспариваемая формулировка пункта 7.11.2 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", запрещает стоянку или парковку транспортных средств вне предусмотренных для этих целей мест (в том числе на детских, игровых и спортивных площадках, площадках для отдыха, парках, скверах, газонах, участках с зелеными насаждениями, тротуарах, пляжах, водоохранных зонах в черте города, а также в местах, где они создают препятствие использованию технических площадок, обеспечивающих эксплуатацию и безопасность зданий (трансформаторных, насосных и тепловых подстанций, мусоросборных, контейнерных площадок, пожарных гидрантов, канализационных люков).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Пункт 12.5 указанных Правил дорожного движения определяет места запрета стоянки транспортных средств.

Согласно подпункту 41 пункта 2.1 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" стоянка автотранспорта (автостоянка) - сооружение или огороженная открытая площадка, предназначенная для временного или длительного хранения (стоянки) автомобилей.

Таким образом, различие в приведенных терминах, содержащихся как в Правилах дорожного движения Российской Федерации, так и в Правилах благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", как правильно отмечено судом первой инстанции, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, условий оспариваемой нормы, что свидетельствует о неопределенности данной нормы.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд, установив, что оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим.

Доводы апелляционных жалоб о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за стоянку транспортных средств на перечисленных в оспариваемой норме участках, которая, по мнению апеллянтов, регулирует лишь вопросы содержания объектов благоустройства, а не вопросы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, а также о том, что эта норма отвечает требованиям ясности и непротиворечивости, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Магаданского областного суда от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Магаданской городской Думы и мэрии города Магадана - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления