Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.11.2016 N 127-АПГ16-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 ноября 2016 г. N 127-АПГ16-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокуратуры Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 16 июня 2016 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Крым о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного Совета Республики Крым от 16 сентября 2015 года N 746-1/15 "О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мацаевой Т.В., Государственного Совета Республики Крым Лукашева М.И., Министерства экономического развития Российской Федерации Козко Е.В., полагавших решение суда не подлежащим отмене, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., частично поддержавшей апелляционное представление, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

16 сентября 2015 года Государственным Советом Республики Крым принято постановление N 746-1/15 "О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым".

В соответствии с данным постановлением документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и обеспечении их инженерными коммуникациями и объектами инженерно-транспортной инфраструктуры (исходные данные, технические условия, проектная документация, экспертные заключения, документы, удостоверяющие право застройщика или технического заказчика на выполнение строительных работ), предусмотренные нормативными правовыми актами, действовавшими на территории Республики Крым и оформленными до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", применяются на территории Республики Крым до 1 января 2017 года наравне с документами, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1);

физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере градостроительства, обслуживания и эксплуатации объектов капитального строительства, руководствуются положениями пункта 1 этого постановления (пункт 2);

положения пункта 1 Постановления применяются также в случае замены застройщика или технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (пункт 3);

положения договоров паевого (долевого) участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенных до 31 декабря 2016 года с физическими и юридическими лицами, в соответствии с которыми паевые (долевые) средства внесены полностью либо частично, являются действующими до ввода объекта в эксплуатацию и оформления прав собственности за физическими и юридическими лицами при условии исполнения обязательств по данным договорам в полном объеме. Вышеуказанные договоры паевого (долевого) участия в строительстве являются основанием для регистрации прав собственности за физическими и юридическими лицами-участниками данных договоров и внесения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4).

Прокурор Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного Совета Республики Крым от 16 сентября 2015 года N 746-1/15 "О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым", ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", частям 1 и 2 статьи 51, частям 1 и 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частям 1, 2, 3 и 4 статьи 4, статье 46.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты", части 1 статьи 16, части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктам 13, 14 и 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", пунктам 2, 3, 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".

По мнению прокурора, установление Государственным Советом Республики Крым отличных от федерального законодательства требований к завершению строительства объектов, строительство которых начато до 21 марта 2014 года, ввода таких объектов в эксплуатацию и их обслуживания, период действия договоров паевого (долевого) участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства нарушает принципы градостроительной деятельности в Российской Федерации, права граждан на безопасность; кроме того, постановление принято без согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 16 июня 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционном представлении прокуратуры Республики Крым поставлен вопрос об изменении мотивировочной части решения суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы прокурора не подлежащими удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что региональное постановление принято в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие; установление правового регулирования градостроительной деятельности на территории Республики Крым продиктовано необходимостью предоставить гражданам и организациям возможность адаптироваться в течение всего переходного периода к правовой системе Российской Федерации.

С выводами суда следует согласиться.

Принципиальные вопросы, касающиеся принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, формирование органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, особенности регулирования сфер законодательства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, регламентированы Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Из положений части 1 статьи 23 данного Закона усматривается, что законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации распространяют действие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с даты их принятия в Российскую Федерацию с особенностями, предусмотренными данным Законом.

Так, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).

При этом по отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данным Федеральным конституционным законом установлены иные сроки интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.

В частности, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя не исключается возможность установления нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, особенностей регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1 статьи 12.1 данного Закона).

Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, предусмотренная оспариваемым постановлением возможность завершения строительства объектов капитального строительства, начатых до 21 марта 2014 года, ввода таких объектов в эксплуатацию и их обслуживания на основе исходных данных, технических условий, проектной документации, экспертных заключений, документов, удостоверяющих право застройщика или технического заказчика на выполнение строительных работ, оформленных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", не может рассматриваться как противоречие федеральному законодательству.

Доводы апелляционного представления об отсутствии согласования оспариваемого постановления Государственного Совета Республики Крым от 16 сентября 2015 года N 746-1/15 "О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым" с соответствующими федеральными органами исполнительной власти не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения.

Из доказательств по делу следует, что на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, указанное нарушение устранено, постановление согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, все высказанные замечания по отдельным пунктам постановления учтены Государственным Советом Республики Крым, что нашло отражение в оспариваемом постановлении в виде изменений и дополнений в редакции от 22 июня 2016 года (N 1145/1/16), в связи с чем у суда нет оснований для выводов о незаконности оспариваемого правового регулирования по мотиву нарушения процедуры его принятия.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что в апелляционном представлении не приводится доводов, влекущих изменение судебного постановления в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления