Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 59-АПГ18-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2018 г. N 59-АПГ18-2

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Продторгинвест" на решение Амурского областного суда от 30 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 29 декабря 2016 года N 914-ОД, в части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

29 декабря 2016 года министерством имущественных отношений Амурской области издан приказ N 914-ОД, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 1206, 1247, 1367, 1427, 1428, 1431, 1460, 1686, 1872, 1876, 1879, 1881, 1883, 1902, 2126 и 2129 указанного перечня налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: Амурская область, город Благовещенск, Пионерская улица, 150:

административное здание с кадастровым номером 28:01:010285:82 общей площадью 2 488,7 кв. м, литера А10 (пункт 1206 перечня);

административное здание N 10 с кадастровым номером 28:01:010285:73 общей площадью 59,8 кв. м (пункт 1247 перечня);

здание с кадастровым номером 28:01:010285:85 общей площадью 1 790,8 кв. м (пункт 1367 перечня);

здание калориферной с кадастровым номером 28:01:010285:74 общей площадью 63,9 кв. м, литера А12 (пункт 1427 перечня);

здание кафе с кадастровым номером 28:01:010285:62 общей площадью 414,2 кв. м, литера А15 (пункт 1428 перечня);

здание класса подготовки водителей с кадастровым номером 28:01:010285:63 общей площадью 573,2 кв. м, литера А8 (пункт 1431 перечня);

здание котельной с кадастровым номером 28:01:010285:65 общей площадью 817,4 кв. м, литера А17 (пункт 1460 перечня);

здание проходной с кадастровым номером 28:01:010285:69 общей площадью 53,1 кв. м, литера А10 (пункт 1686 перечня);

здание склада N 2 с кадастровым номером 28:01:010285:35 общей площадью 788,7 кв. м, литера А18 (пункт 1872 перечня);

здание склада N 3 с кадастровым номером 28:01:010285:56 общей площадью 556,6 кв. м (пункт 1876 перечня);

здание склада N 4 с кадастровым номером 28:01:010285:55 общей площадью 680,8 кв. м (пункт 1879 перечня);

здание склада N 7 с кадастровым номером 28:01:000000:4703 общей площадью 877,2 кв. м, литера А12 (пункт 1881 перечня);

здание склада N 9 с кадастровым номером 28:01:000000:4702 общей площадью 1 349,10 кв. м, литера А16 (пункт 1883 перечня);

здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером 28:01:010285:83 общей площадью 33,6 кв. м, литера Г (пункт 1902 перечня);

здание склада N 13 с кадастровым номером 28:01:010285:93 общей площадью 102,8 кв. м (пункт 2126 перечня);

здание склада N 6 с кадастровым номером 28:01:010285:95 общей площадью 106,3 кв. м (пункт 2129 перечня).

Все объекты недвижимости принадлежат ЗАО "Продторгинвест" на праве собственности и расположены на арендуемом им земельном участке с кадастровым номером 28:01:010285:3, вид разрешенного использования которого указан "для торгово-гостиничного комплекса".

ЗАО "Продторгинвест" обратилось в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании названных выше норм недействующими, ссылаясь на то, что указанные здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административное здание с кадастровым номером 28:01:010285:82 фактически используется как гостиница, и размещение гостиниц предусмотрено видом разрешенного использования земельного участка. Включение указанных зданий в оспариваемый перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Решением Амурского областного суда от 30 октября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ЗАО "Продторгинвест" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1206 оспариваемого перечня и принять по административному делу в этой части новое решение об удовлетворении данного требования.

Относительно доводов апелляционной жалобы министерством имущественных отношений Амурской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.

Проверив материалы дела, решение суда в оспариваемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, касающихся административного здания с кадастровым номером 28:01:010285:82, указал, что данное здание включено в оспариваемый перечень на том основании, что расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда первой инстанции не согласна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов административного дела видно, что административное здание с кадастровым номером 28:01:010285:82 предназначено для использования и фактически используется в качестве гостиницы. Также данное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого указан "для торгово-гостиничного комплекса".

Вместе с тем такой вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, включение принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером 28:01:010285:82 в оспариваемый перечень должно быть обусловлено фактическим использованием этого объекта недвижимости.

Однако использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания при включении этого здания в оспариваемый перечень установлено не было.

Отказав в удовлетворении административного иска в части, касающейся здания с кадастровым номером 28:01:010285:82, суд первой инстанции приведенные обстоятельства не учел и пришел к неправильному выводу о правомерности включения данного объекта недвижимости в оспариваемый перечень.

Таким образом, оснований для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не имелось, в связи с чем, обжалуемое в этой части решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене в обжалуемой части с принятием нового решения об удовлетворении административного искового требования.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Амурского областного суда от 30 октября 2017 года в части отказа в удовлетворении административного искового требования закрытого акционерного общества "Продторгинвест" о признании недействующим пункта 1206 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 29 декабря 2016 года N 914-ОД, отменить.

В данной части принять по административному делу новое решение, которым административный иск закрытого акционерного общества "Продторгинвест" удовлетворить частично.

Пункт 1206 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 29 декабря 2016 года N 914-ОД, признать не действующим с 1 января 2017 года.

Настоящее апелляционное определение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, а также размещению на официальном сайте министерства имущественных отношений Амурской области и на официальном сайте правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления