ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 марта 2018 г. N 59-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Продторгинвест" на решение Амурского областного суда от 30 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 29 декабря 2016 года N 914-ОД, в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
29 декабря 2016 года министерством имущественных отношений Амурской области издан приказ N 914-ОД, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 1206, 1247, 1367, 1427, 1428, 1431, 1460, 1686, 1872, 1876, 1879, 1881, 1883, 1902, 2126 и 2129 указанного перечня налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: Амурская область, город Благовещенск, Пионерская улица, 150:
административное здание с кадастровым номером 28:01:010285:82 общей площадью 2 488,7 кв. м, литера А10 (пункт 1206 перечня);
административное здание N 10 с кадастровым номером 28:01:010285:73 общей площадью 59,8 кв. м (пункт 1247 перечня);
здание с кадастровым номером 28:01:010285:85 общей площадью 1 790,8 кв. м (пункт 1367 перечня);
здание калориферной с кадастровым номером 28:01:010285:74 общей площадью 63,9 кв. м, литера А12 (пункт 1427 перечня);
здание кафе с кадастровым номером 28:01:010285:62 общей площадью 414,2 кв. м, литера А15 (пункт 1428 перечня);
здание класса подготовки водителей с кадастровым номером 28:01:010285:63 общей площадью 573,2 кв. м, литера А8 (пункт 1431 перечня);
здание котельной с кадастровым номером 28:01:010285:65 общей площадью 817,4 кв. м, литера А17 (пункт 1460 перечня);
здание проходной с кадастровым номером 28:01:010285:69 общей площадью 53,1 кв. м, литера А10 (пункт 1686 перечня);
здание склада N 2 с кадастровым номером 28:01:010285:35 общей площадью 788,7 кв. м, литера А18 (пункт 1872 перечня);
здание склада N 3 с кадастровым номером 28:01:010285:56 общей площадью 556,6 кв. м (пункт 1876 перечня);
здание склада N 4 с кадастровым номером 28:01:010285:55 общей площадью 680,8 кв. м (пункт 1879 перечня);
здание склада N 7 с кадастровым номером 28:01:000000:4703 общей площадью 877,2 кв. м, литера А12 (пункт 1881 перечня);
здание склада N 9 с кадастровым номером 28:01:000000:4702 общей площадью 1 349,10 кв. м, литера А16 (пункт 1883 перечня);
здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером 28:01:010285:83 общей площадью 33,6 кв. м, литера Г (пункт 1902 перечня);
здание склада N 13 с кадастровым номером 28:01:010285:93 общей площадью 102,8 кв. м (пункт 2126 перечня);
здание склада N 6 с кадастровым номером 28:01:010285:95 общей площадью 106,3 кв. м (пункт 2129 перечня).
Все объекты недвижимости принадлежат ЗАО "Продторгинвест" на праве собственности и расположены на арендуемом им земельном участке с кадастровым номером 28:01:010285:3, вид разрешенного использования которого указан "для торгово-гостиничного комплекса".
ЗАО "Продторгинвест" обратилось в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании названных выше норм недействующими, ссылаясь на то, что указанные здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административное здание с кадастровым номером 28:01:010285:82 фактически используется как гостиница, и размещение гостиниц предусмотрено видом разрешенного использования земельного участка. Включение указанных зданий в оспариваемый перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Амурского областного суда от 30 октября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Продторгинвест" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1206 оспариваемого перечня и принять по административному делу в этой части новое решение об удовлетворении данного требования.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством имущественных отношений Амурской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, решение суда в оспариваемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, касающихся административного здания с кадастровым номером 28:01:010285:82, указал, что данное здание включено в оспариваемый перечень на том основании, что расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда первой инстанции не согласна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов административного дела видно, что административное здание с кадастровым номером 28:01:010285:82 предназначено для использования и фактически используется в качестве гостиницы. Также данное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого указан "для торгово-гостиничного комплекса".
Вместе с тем такой вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, включение принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером 28:01:010285:82 в оспариваемый перечень должно быть обусловлено фактическим использованием этого объекта недвижимости.
Однако использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания при включении этого здания в оспариваемый перечень установлено не было.
Отказав в удовлетворении административного иска в части, касающейся здания с кадастровым номером 28:01:010285:82, суд первой инстанции приведенные обстоятельства не учел и пришел к неправильному выводу о правомерности включения данного объекта недвижимости в оспариваемый перечень.
Таким образом, оснований для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не имелось, в связи с чем, обжалуемое в этой части решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене в обжалуемой части с принятием нового решения об удовлетворении административного искового требования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Амурского областного суда от 30 октября 2017 года в части отказа в удовлетворении административного искового требования закрытого акционерного общества "Продторгинвест" о признании недействующим пункта 1206 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 29 декабря 2016 года N 914-ОД, отменить.
В данной части принять по административному делу новое решение, которым административный иск закрытого акционерного общества "Продторгинвест" удовлетворить частично.
Пункт 1206 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 29 декабря 2016 года N 914-ОД, признать не действующим с 1 января 2017 года.
Настоящее апелляционное определение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, а также размещению на официальном сайте министерства имущественных отношений Амурской области и на официальном сайте правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
------------------------------------------------------------------