ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 марта 2018 г. N 5-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" о признании недействующими пунктов 19610, 19719, 19845, 20754 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 18 октября 2017 г., которым удовлетворено административное исковое заявление публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" Богадеева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП. Указанное постановление опубликовано 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, а также размещено 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Под пунктом 19610 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 13633 площадью 43,2 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001004:1684 расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 57А, корп. 2, стр. 4.
Под пунктом 19719 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 14635 площадью 38 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001010:3863 расположенное по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, д. 36, стр. 1.
Под пунктом 19845 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 13670 площадью 42,8 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001020:2289 расположенное по адресу: г. Москва, ул. Авангардная, д. 5, стр. 4.
Под пунктом 20754 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 13491 площадью 52,5 кв. м с кадастровым номером 77:09:0003024:4019 расположенное по адресу: г. Москва, 3-й Нижнелихоборский пр-д, д. 1А, стр. 9.
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечня, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций и считает незаконным их включение в Перечень, поскольку трансформаторные подстанции не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций". По мнению административного истца, здания трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, предназначены для размещения энергоустановок и служат исключительно для осуществления административным истцом своей производственной деятельности по преобразованию и распределению электроэнергии. Доступ в здания трансформаторных подстанций ограничен и может осуществляться только на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, и внутренними документами ПАО "МОЭСК". Вследствие этого здания трансформаторных подстанций не могут использоваться и фактически не используются в качестве зданий административно-коммерческого назначения. Здания трансформаторных подстанций N 13633, N 13670, N 3491 расположены на земельных участках, которые предоставлены административному истцу в пользование на условиях договоров аренды, с видом разрешенного использования: "участки для размещения технических устройств, трансформаторных подстанций". Здание трансформаторной подстанции N 14635 расположено на земельном участке, в отношении которого право пользования не оформлено. Вместе с тем, само по себе частичное размещение зданий трансформаторных подстанций, в том числе на земельных участках, одним из видов разрешенного использования которых предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не является достаточным основанием для включения зданий трансформаторных подстанций в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Решением Московского городского суда от 18 октября 2017 г. административное исковое заявление ПАО "МОЭСК" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции и вынести решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ПАО "МОЭСК", ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Податель жалобы указывает, что названные выше объекты недвижимости расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых допускает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем они включены Правительством Москвы в оспариваемый Перечень на 2017 год правомерно.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно признал, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи НК РФ раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено, что включенное под пунктом 19610 Перечня здание трансформаторной подстанции N 13633 площадью 43,2 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001004:1684 по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 57А, корп. 2, стр. 4 согласно техническому паспорту предназначено для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии. Указанное здание расположено на земельном участке площадью 55 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001004:1704 по адресному ориентиру: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 57А, корп. 2, стр. 4. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 3 сентября 2015 г. N М-09-047642 для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 27 мая 2015 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)". По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 13633 частично расположено в пределах другого земельного участка площадью 4758 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001004:69 по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 57, корп. 2, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административных помещений и культурно-развлекательного центра; эксплуатации административных и торговых помещений; эксплуатации ресторана и административных помещений".
Под пунктом 19719 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 14635 площадью 38 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001010:3863 по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, д. 36, стр. 1, которое по сведениям технического паспорта предназначено для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14635 с кадастровым номером 77:09:0001010:3863 фактически располагается в пределах двух земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001010:31 по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, вл. 40, с видом разрешенного использования: "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))", и с кадастровым номером 77:09:0001010:74 по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр. 3, 4, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации транспортно-складской базы и административных помещений". При этом судом установлено, что указанные земельные участки в собственности, либо в пользовании административного истца не находятся.
Под пунктом 19845 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 13670 площадью 42,8 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001020:2289 по адресу: г. Москва, ул. Авангардная, д. 5, стр. 4, которое по сведениям технического паспорта предназначено для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии. Указанное здание расположено на земельном участке площадью 62 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001020:2526 по адресу: г. Москва, ул. Авангардная, вл. 5, стр. 4. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 27 июля 2016 г. N М-09-049318 для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 30 мая 2016 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)". По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 13670 частично расположено в пределах другого земельного участка площадью 8587 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001020:66 по адресу: г. Москва, ул. Авангардная, вл. 3, с видом разрешенного использования: "производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); Деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))".
Под пунктом 20754 Перечня включено здание трансформаторной подстанции N 13491 площадью 52,5 кв. м с кадастровым номером 77:09:0003024:4019 по адресу: г. Москва, 3-й Нижнелихоборский пр-д, д. 1А, стр. 9, которое по сведениям технического паспорта предназначено для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии. Указанное здание расположено на земельном участке площадью 67 кв. м с кадастровым номером 77:09:0003024:4088 по адресу: г. Москва, 3-й Нижнелихоборский пр-д, вл. 1А, стр. 9. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 5 мая 2015 г. N М-09-046751 для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 10 февраля 2015 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)". По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 13491 частично расположено в пределах другого земельного участка площадью 2771 кв. м с кадастровым номером 77:09:0003024:3938 по адресу: г. Москва, 3-й Нижнелихоборский пр-д, вл. 1А, стр. 6, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9)".
Удовлетворяя административное исковое заявление ПАО "МОЭСК" суд не согласился с доводом административного ответчика об обоснованности включения зданий трансформаторных подстанций в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены, по следующим основаниям.
Изучив представленные доказательства и проанализировав нормы действующего законодательства в сфере налогообложения суд пришел к правильному выводу о том, что несмотря на то, что здание трансформаторной подстанции N 13633 расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 57А, корп. 2, стр. 4 фактически располагается на двух земельных участках, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001004:69, имеющем вид разрешенного использования "эксплуатация административных помещений и культурно-развлекательного центра; эксплуатации административных и торговых помещений; эксплуатации ресторана и административных помещений", оно не могло быть включено в Перечень по виду разрешенного использования данного участка, поскольку согласно представленным документам большая часть указанного здания, располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001004:1704, который предоставлен административному истцу в аренду для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции, а факт частичного расположения этого здания в пределах смежного участка не имеет правового значения, так как оба этих земельных участка поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости и каждому земельному участку установлен свой вид фактического использования. Такую же позицию суд первой инстанции высказал и в отношении здания трансформаторной подстанции N 13670 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авангардная, д. 5 стр. 4, здания трансформаторной подстанции N 13491 по адресу: г. Москва, 3-й Нижнелихоборский проезд, д. 1А, стр. 9 и здания трансформаторной подстанции N 14635 по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, владение 40, которые также находятся в пределах смежных земельных участков с разным видом разрешенного использования, в связи с чем виды разрешенного использования земельных участков однозначно не могут свидетельствовать о том, что отдельностоящие здания трансформаторных подстанций относятся к административно-деловым центрам.
Кроме того, суд правильно указал, что трансформаторные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства и размещение в них офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, прямо запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" само по себе здание трансформаторной подстанции не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центра, а его использование возможно только исключительно по функциональному назначению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеназванные здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества включены быть не могли.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции правомерно применил норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Московского городского суда от 18 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------