Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.12.2016 N 74-АПГ16-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2016 г. N 74-АПГ16-10

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" об оспаривании решения Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)" от 20 ноября 2014 г. N 99 "Об утверждении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса (района)" и о возложении обязанности на уполномоченный орган принять новый муниципальный правовой акт по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Якутскэнерго" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2016 г., которым заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей публичного акционерного общества "Якутскэнерго" по доверенности Корниловой И.И. и Саввиной Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)" от 20 ноября 2014 г. N 99 (далее - Решение N 99) утвержден Порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса (района) (далее - Порядок).

Приложением N 1 к названному порядку за использование земельных участков в категории земель населенных пунктов, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, ставка арендной платы установлена в размере 100 процентов от кадастровой стоимости (пункт 10 и таблица названного приложения).

Согласно пункту 3 Решения N 99 оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго"), являющееся арендатором земельных участков из состава земель населенных пунктов, используемых под размещение объектов электроэнергетики, обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к Решению N 99 в части установления ставки арендной платы в размере 100 процентов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения линий электропередачи, электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Обществом также заявлено требование обязать административных ответчиков установить ставки арендной платы не выше предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 507).

ПАО "Якутскэнерго" полагает, что оспариваемая ставка арендной платы установлена с нарушением принципов, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, превышает размер ставки арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития России N 507, и ее применение влечет необоснованное увеличение размера уплачиваемой обществом арендной платы.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2016 г. признан противоречащим федеральному законодательству и не подлежащий применению с 20 ноября 2014 г. пункт 10 приложения N 1 к Порядку, утвержденному Решением N 99, в части установления ставки арендной платы в размере 100 процентов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе ПАО "Якутскэнерго", ссылаясь на то, что отмена Решения N 99 в оспариваемой части без принятия нового муниципального правового акта не восстанавливает в полном объеме права общества, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении части заявленных требований и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) и Улусным (районным) Советом депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) поданы возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 г. N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка (пункт 1.1).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решение N 99 принято уполномоченным органом в установленной форме в соответствии с пунктами 5 и 7 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 г. N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" и статей 22, 24 и 40 Устава муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия).

ПАО "Якутскэнерго" является арендатором земельных участков, собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)", и предоставленных под размещение линий электропередачи и объектов электроэнергетики. Данные земельные участки имеют виды разрешенного использования, в отношении которых в соответствии с таблицей и пунктом 10 приложения N 1 к Решению N 99 установлена ставка арендной платы в размере 100 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Арендная плата, подлежащая уплате обществом за пользование земельными участками в 2015 году, рассчитана уполномоченными органами муниципального образования "Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)" на основе оспариваемой ставки.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признав не действующим Решение N 99 в части установления размера оспариваемой ставки арендной платы как экономически не обоснованного, принятого с нарушением порядка официального опубликования муниципальных правовых актов, правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления в части обязания административных ответчиков установить ставки арендной платы не выше предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".

Как следует из положений подпункта 1 пункта 3, пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 ЗК РФ, пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Правила), размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, линейных объектов федерального, регионального и местного значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Также, пунктом 1.7.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 г. N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", в редакции, действующей с 19 сентября 2015 г., предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России N 507 ставка арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) либо заняты такими объектами, установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. При этом согласно пункту 2 данного приказа указанная ставка не должна превышать предельной ставки арендной платы соответствующих земельных участков, которая на территории Республики Саха (Якутия) установлена в размере 1,29 руб. за кв. м.

Таким образом, поскольку предельный размер ставок арендной платы земельных участков, на которых расположены названные объекты электроэнергетики, утвержден приказом Минэкономразвития России N 507 в силу прямого указания Земельного кодекса Российской Федерации, то он является обязательным при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.

В связи с этим не принимается довод апелляционной о том, что отказ суда возложить на уполномоченный орган обязанность установить взамен оспоренного новый размер ставки арендной платы влечет для общества необходимость применять ставки по указанным договорам аренды земельных участков, которые не соответствуют размеру ставки арендной платы, установленному Приказом Минэкономразвития России N 507.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Якутскэнерго" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления