ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 февраля 2017 г. N 9-АПГ16-46
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сорокиной Т.Н. о признании недействующими пункта 4 раздела I, пункта 4 раздела II, подпунктов 7, 13 и 23 пункта 2 раздела II, абзаца пятого пункта 3 раздела III Положения о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденного приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30 марта 2016 года N 180, по апелляционной жалобе министерства социальной политики Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 14 сентября 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Сорокиной Т.Н.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя министерства социальной политики Нижегородской области Саулиной К.А., возражения на апелляционную жалобу представителя Сорокиной Т.Н. - Кашиной И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30 марта 2016 года N 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области (далее - Положение). Данный приказ опубликован 25 июня 2016 года в печатном издании "Нижегородская правда" N 63 (26084).
В пункте 4 раздела I Положения установлено, что в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области (далее - Реестр) включаются поставщики социальных услуг - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет (далее - поставщики социальных услуг).
Согласно пункту 4 раздела II Положения Реестр формируется ежегодно. Заявка на включение поставщика социальных услуг в Реестр подается в срок до 1 мая года, предшествующего очередному финансовому году.
Государственные учреждения социального обслуживания Нижегородской области, ранее включенные в Реестр, подают сведения об изменении информации с приложением документов, подтверждающих изменения.
Пунктом 2 раздела II Положения установлено, что для включения в Реестр поставщики социальных услуг представляют в Министерство заявку на включение в Реестр (далее - Заявка) по форме, являющейся приложением к настоящему Положению, и прилагают к Заявке следующие документы:
- гарантийное письмо поставщика социальных услуг (коммерческой организации или индивидуального предпринимателя), подтверждающее гарантии выплаты заработной платы социальным работникам поставщика социальных услуг из фонда собственных средств до момента получения субсидии за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщика социальных услуг (подпункт 7);
- сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг в сфере социального обслуживания не менее 5 лет (подпункт 13);
- копию документа, подтверждающего наличие оборудованных нежилых площадей для приема граждан по вопросам социального обслуживания (свидетельство о праве собственности; договор аренды зданий, помещений и т.д.) и фотографии (подпункт 23).
Неосуществление юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан, в течение 5 лет до подачи Заявки, является основанием для отказа поставщику социальных услуг во включении в Реестр сведений о нем (абзац пятый пункта 3 раздела III Положения).
Индивидуальный предприниматель Сорокина Т.Н. обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействующими пункта 4 раздела I, пункта 4 раздела II, подпунктов 7, 13 и 23 пункта 2 раздела II абзаца пятого пункта 3 раздела III Положения, ссылаясь на несоответствие обжалуемых норм Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ"), а также Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ"). Полагала, что оспариваемыми положениями нарушаются права административного истца, как лица осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере предоставления социальных услуг гражданам.
Решением Нижегородского областного суда от 14 сентября 2016 года административное исковое заявление Сорокиной Т.Н. удовлетворено частично. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 раздела I, абзац первый пункта 4 раздела II, подпункты 7, 13 и 23 пункта 2 раздела II, абзац пятый пункта 3 раздела III Положения, в удовлетворении административного искового заявления в части признания недействующим абзаца второго пункта 4 раздела II Положения отказано.
В апелляционной жалобе министерство социальной политики Нижегородской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Из прокуратуры Нижегородской области поступили возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов, в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 442-ФЗ, реестр поставщиков социальных услуг относится к информационной системе в сфере социального обслуживания, в которой осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ установлен перечень информации, подлежащей включению в реестр поставщиков социальных услуг.
Как правильно установлено судом, с учетом статьи 8, пункта 10 части 1 статьи 7 Федерального закона N 442-ФЗ, статьи 6 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области", пункта 3.2.1.2 Положения о министерстве социальной политики Нижегородской области (утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года N 148) оспариваемое Положение утверждено уполномоченным органом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 4 раздела I, подпункты 7, 13 и 23 пункта 2 раздела II, абзац пятый пункта 3 раздела III Положения противоречат нормам Федерального закона N 442-ФЗ.
Статья 25 Федерального закона N 442-ФЗ не содержит требований о включении в Реестр информации об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг в сфере социального обслуживания не менее 5 лет; сведений о наличии оборудованных нежилых площадей для приема граждан; сведений о гарантийных письмах. В свою очередь, иная, не предусмотренная указанной нормой, информация, которая подлежит включению в Реестр, может быть определена только Правительством Российской Федерации (пункт 15 части 3 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ).
При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали основания для включения в Положение вышеназванных требований к поставщикам социальных услуг.
Судебная коллегия находит правильным и вывод суда первой инстанции о признании недействующим абзаца 1 пункта 4 раздела II Положения ввиду отсутствия в федеральном законодательстве требований о ежегодном формировании Реестра с принятием соответствующих заявок от поставщиков социальных услуг.
Вышеназванные положения статей 24 - 25 Федерального закона N 442-ФЗ не предусматривают возможности ежегодного формирования Реестра с учетом поступивших заявок от включенных в него ранее поставщиков социальных услуг. Более того, пункт 7 Рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 484н) рекомендует ежеквартальное обновление информации в Реестре, а не его новое формирование.
Поскольку пункт 4 раздела I, подпункты 7, 13 и 23 пункта 2 раздела II, абзац первый пункта 4 раздела II, абзац пятый пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные требования к поставщикам социальных услуг, применение указанных норм ведет к ограничению конкуренции, что является нарушением вышеназванных положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о законности спорных норм Положения аналогичны доводам возражений на административный иск, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у Судебной коллегии не имеется.
В части отказа в удовлетворении требований административного истца решение суда не обжалуется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Нижегородского областного суда от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------