ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 февраля 2017 г. N 47-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Макшанцева С.С. на решение Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании части 4 статьи 76 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение Макшанцева С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Дмитриенко Т.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
09 ноября 2005 года постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области N 2711 принят и 16 ноября 2005 года главой администрации (губернатором) Оренбургской области подписан Закон Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
10 июня 2010 года постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области N 3613 принят и 11 июня 2010 года губернатором Оренбургской области подписан Закон Оренбургской области N 3613/838-IV-ОЗ "О внесении изменений в статью 76 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области". Данный закон официально опубликован 26 июня 2010 года в издании "Южный Урал" N 71 - 75, специальный выпуск N 87.
Согласно части 4 статьи 76 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 11 июня 2010 года N 3613/838-IV-ОЗ) сумма голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из возрастающего ряда натуральных чисел от двух до числа, соответствующего числу подлежащих распределению депутатских мандатов, при этом результат определяется с точностью до шестого знака после запятой.
Макшанцев С.С. обратился в суд с административным иском о признании приведенной нормы недействующей с 16 июня 2016 года, ссылаясь в обоснование заявленного требования на то, что распределение депутатских мандатов в Законодательном Собрании Оренбургской области шестого созыва среди областных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", привело к нарушению его права быть избранным депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва и не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Решением Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Макшанцев С.С. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 и абзацем первым пункта 4 статьи 4 данного федерального закона предусмотрено, что число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В Законодательное Собрание Оренбургской области избирается 47 депутатов. 23 депутата Законодательного Собрания Оренбургской области избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. 24 депутата Законодательного Собрания Оренбургской области избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Статьей 76 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" установлена методика пропорционального распределения депутатских мандатов.
Исходя из данной методики, избирательная комиссия Оренбургской области подсчитывает сумму голосов избирателей, полученных по единому избирательному округу каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, в порядке, предусмотренном частями 7 - 9 статьи 74 указанного закона Оренбургской области.
Сумма голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из возрастающего ряда натуральных чисел от двух до числа, соответствующего числу подлежащих распределению депутатских мандатов, при этом результат определяется с точностью до шестого знака после запятой.
Частные, полученные в результате такого деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, расставляются в общем ряду в порядке убывания. В случае равенства нескольких частных первым ставится частное, соответствующее областному списку кандидатов, получившему большее количество голосов избирателей, а в случае равенства числа голосов избирателей - частное, соответствующее областному списку кандидатов, выдвинутому ранее.
Областные списки кандидатов получают депутатские мандаты соразмерно количеству соответствующих областному списку кандидатов частных, расположенных в порядке убывания от первого числа до числа, соответствующего числу распределяемых депутатских мандатов.
После распределения депутатских мандатов между областными списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, Избирательной комиссией Оренбургской области производится распределение депутатских мандатов внутри каждого областного списка кандидатов. В первую очередь депутатские мандаты получают зарегистрированные кандидаты, включенные в общерегиональную часть списка, в порядке их очередности в областном списке кандидатов. Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общерегиональную часть областного списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному областному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами в установленном законом порядке. Внутри региональной группы кандидатов депутатские мандаты распределяются в порядке очередности.
Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным по каким-либо основаниям, он передается зарегистрированному кандидату из того же областного списка кандидатов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит общие и единые требования к порядку распределения депутатских мандатов между списками кандидатов. Предписаний о методике, которой должны руководствоваться органы государственной власти субъектов Российской Федерации при распределении депутатских мандатов, федеральное законодательство не содержит. Вопрос об определении методики распределения депутатских мандатов относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что Законодательное Собрание Оренбургской области уполномочено установить методику пропорционального распределения депутатских мандатов является правильным.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Ссылки в апелляционной жалобе на методику пропорционального распределения депутатских мандатов, предусмотренную статьей 89 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", являются несостоятельными, поскольку данный федеральный закон является специальным и на отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, равно как и с формированием этого органа государственного власти, не распространяется.
Другие доводы апелляционной жалобы Макшанцева С.С. по существу повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая правовая оценка. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с выводами суда о том, что данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены обжалуемого решения суда не могут.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Макшанцева С.С., не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макшанцева С.С. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------