ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 февраля 2017 г. N 11-АПГ16-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан общественным организациям, реализующим проекты по трудовой социализации лиц, прекративших употребление наркотиков, в рамках реализации Государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 октября 2013 года N 764 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июля 2014 года N 455.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Минугулова Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
7 июля 2014 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 455, пунктом 1 которого утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан общественным организациям, реализующим проекты по трудовой социализации лиц, прекративших употребление наркотиков, в рамках реализации Государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 октября 2013 года N 764 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы" (далее - Порядок).
Первоначальный текст названного нормативного правового акта опубликован в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 22 июля 2014 года, N 54-55, ст. 1714.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) общественным организациям на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией проектов, на основании решения специально созданной Министерством Комиссии по рассмотрению заявок общественных организаций, реализующих проекты по трудовой социализации лиц, прекративших употребление наркотиков, на предоставление субсидий (далее - Комиссия).
Комиссия формируется Министерством из представителей органов исполнительной власти Республики Татарстан и федеральных ведомств, ответственных за реализацию мер по профилактике наркотизации населения.
Пунктом 13 Порядка установлено, что рассмотрение, оценка заявок и принятие решения о предоставлении субсидии общественным организациям осуществляются Комиссией в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня окончания срока приема заявок, установленного Министерством.
Согласно абзацу первому пункта 19 Порядка Комиссией решение о предоставлении субсидии принимается в отношении общественной организации, заявке которой присвоен первый номер.
Предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и общественной организацией, в отношении которой Комиссией принято решение о предоставлении субсидии (далее - договор). Договор заключается в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня принятия Комиссией решения о предоставлении субсидии (пункт 20 Порядка).
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 13, абзаца первого пункта 19 и абзаца первого пункта 20 Порядка, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетному кодексу Российской Федерации, на содержание в них коррупциогенных факторов, а также несоответствие требованиям правовой определенности.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2016 года административный иск прокурора Республики Татарстан удовлетворен. Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 13, абзац первый пункта 19 и абзац первый пункта 20 Порядка в части наделения создаваемой Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Комиссии по рассмотрению заявок общественных организаций на предоставление субсидий, полномочием по принятию решения о предоставлении субсидии.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктами 9.1 и 21.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами, в том числе мероприятий по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ (подпункт 16 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Согласно пункту 3 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется, в том числе в финансовой форме.
Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 455, пунктом 1 которого утвержден Порядок, отдельные положения которого оспариваются прокурором.
Проанализировав приведенное законодательство, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия данного акта, введения его в действие и опубликования.
Вместе с тем, признавая противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу решения суда пункт 13, абзац первый пункта 19 и абзац первый пункта 20 Порядка в части наделения создаваемой Министерством Комиссии, полномочием по принятию решения о предоставлении субсидии, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 17 названного Федерального закона в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан (статья 89 Конституции Республики Татарстан).
25 сентября 2015 года Указом Президента Республики Татарстан N УП-899 утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, в которую включено, в том числе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Комиссия, создаваемая Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, не входит в названную структуру и не является органом исполнительной власти республики. Следовательно, она не может наделяться полномочием по принятию носящих обязательный характер решений о предоставлении субсидий вместо органа, являющегося распорядителем средств республиканского бюджета по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к компетенции органов исполнительной власти республики как субъекта Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие аналогичного правового регулирования в федеральных актах, в частности, в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 451, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения. Напротив, содержащиеся в данном приказе положения, в соответствии с которыми решение Комиссии является лишь поводом к предоставлению Департаментом государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии на утверждение руководству Минприроды России проекта приказа Минприроды России о предоставлении субсидии, подтверждают правомерность позиции суда.
Прочие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому в качестве оснований к отмене решения суда Судебной коллегией не рассматриваются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------