ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2018 г. N 77-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" на решение Липецкого областного суда от 27 июня 2018 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании не действующей части 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" в части установления расстояния от входа в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителей ООО "Альфа Владимир" Леженина В.В. и Коростелевой Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей главы администрации Липецкой области Букреева Ю.С. и Липецкого областного Совета депутатов Орловой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
согласно части 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" (в редакции Законов Липецкой области от 8 октября 2013 года N 210-ОЗ, от 27 апреля 2017 года N 60-ОЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в следующие объекты: автостанции, железнодорожные станции; крупные автостоянки (более 50 мест); гаражные кооперативы; зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом).
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующей названной нормы в части установления расстояния от входа в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции, ссылаясь на ее противоречие требованиям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", по смыслу которой минимальные значения расстояний от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанцию, железнодорожную станцию, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также способы расчета данных расстояний должны быть определены органами местного самоуправления Липецкой области.
Решением Липецкого областного суда от 27 июня 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Липецким областным Советом депутатов, администрацией Липецкой области и заместителем прокурора Липецкой области представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы апелляционной жалобы об отмене решения заслуживающими внимания.
Разрешая вопрос о законности оспариваемой нормы, суд посчитал, что региональный законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, не лишен был возможности ввести запрет на продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции.
Выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу.
Суд не учел, что федеральный законодатель, говоря в статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" о запрете розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6, то есть за исключением оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, а также на территориях, прилегающих к указанным местам (подпункты 3, 6, 10 пункта 2), указывает, что границы прилегающих территорий, названных в подпункте 10 пункта 2 данной статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 8).
В свою очередь, Правила определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, формулируя понятие территории, прилегающей к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил (пункт 4), гласят, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил, в том числе к вокзалам, аэропортам.
Постановлением администрации Долгоруковского муниципального района от 11 апреля 2017 года N 207 определены границы прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Долгоруковского муниципального района (пункт 1), а также определен способ расчета расстояния от организаций и объектов, указанных в приложении 1, до границ прилегающих территорий и установлено, что минимальное расстояние от организаций и (или) объектов, указанных в приложении 1, до границ прилегающих территорий составляет 20 метров (пункты 3 и 4).
Как видно из содержания оспариваемой нормы, субъект Российской Федерации, вводя ограничения розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции, определил не места, где ограничена розничная продажа алкогольной продукции, как того требует федеральный законодатель, а определил границы прилегающих территорий для автостанций, железнодорожных станций, вместо органов местного самоуправления.
Поскольку такое регулирование осуществлено региональным законодателем за пределами своих полномочий в указанной сфере отношений, у суда не было оснований для выводов о соответствии оспариваемых положений федеральному законодательству, регулирующему спорное правоотношение.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Липецкого областного суда от 27 июня 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" удовлетворить.
Признать не действующей часть 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" (в редакции Законов Липецкой области от 8 октября 2013 года N 210-ОЗ, от 27 апреля 2017 года N 60-ОЗ) в части установления расстояния от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции с момента вступления настоящего решения в законную силу.
------------------------------------------------------------------