ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2018 г. N 31-АПГ18-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Чувашской Республики об оспаривании в части Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года N 541 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", по апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 июля 2018 года, которым административное исковое заявление первого заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года N 541 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее также - Постановление КМ ЧР от 27 декабря 2017 года N 541), размещенным 27 декабря 2017 года на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.cap.ru) и опубликованным в республиканской газете "Вести Чувашии" от 27 января 2018 года N 3, утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также - Программа Чувашской Республики).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 апреля 2018 года N 144 "О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - постановление КМ ЧР от 25 апреля 2018 года N 144), размещенным 26 апреля 2018 года на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.cap.ru) и опубликованным в республиканской газете "Вести Чувашии" от 5 мая 2018 года N 17, в Программу Чувашской Республики внесены изменения.
Абзацем двадцать первым раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года N 541 (в редакции постановления КМ ЧР от 25 апреля 2018 года N 144), установлены подушевые нормативы финансирования в Чувашской Республике (без учета расходов федерального бюджета) за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики (в расчете на 1 жителя) в размерах: в 2018 году - 2760,1 рубля, в 2019 году - 1635,7 рубля, в 2020 году - 1635,4 рубля.
Первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца двадцать первого раздела VII Программы Чувашской Республики в редакции постановления КМ ЧР от 25 апреля 2018 года N 144, устанавливающего подушевые нормативы финансирования в Чувашской Республике.
В обоснование заявленных требований первый заместитель прокурора указал, что в противоречие требованиям федерального законодательства указанное выше положение Программы Чувашской Республики содержит заниженные нормативы по сравнению с аналогичными видами нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 12 июля 2018 года административное исковое заявление первого заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворено. Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац двадцать первый раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением КМ ЧР от 27 декабря 2017 года N 541 (в редакции постановления КМ ЧР от 25 апреля 2018 года N 144).
В апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Содержание приведенных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что территориальные программы, разрабатываемые и утверждаемые субъектами Российской Федерации, должны соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, поскольку предусмотренные федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере. Таким образом, утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных территориальной программой соответствующих нормативов.
Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
В разделе VII Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования как за счет средств соответствующих бюджетов, так и за счет средств обязательного медицинского страхования, которые носят базовый характер и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.
В частности, средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2018 году - 3488,6 рубля, в 2019 году - 3628,1 рубля, в 2020 году - 3773,2 рубля (абзацы двадцать первый и двадцать второй).
В то же время оспариваемым абзацем двадцать первым раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года N 541, подушевые нормативы финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (в расчете на 1 жителя) предусмотрены в значительно меньших объемах по сравнению со средними нормативами, предусмотренными Федеральной программой: в 2018 году - 2760,1 рубля, в 2019 году - 1635,7 рубля, в 2020 году - 1635,4 рубля.
Суд первой инстанции, проанализировав законодательство, регулирующее вопросы формирования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о подушевых нормативах финансирования Программы Чувашской Республики с аналогичными нормами Федеральной программы, правомерно указал, что Кабинетом Министров Чувашской Республики оспариваемые нормативы финансирования, закрепленные в абзаце двадцать первом раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые подушевые нормативы финансирования нарушают установленные законом гарантии равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, то есть интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что субъект Российской Федерации вправе был корректировать нормативы с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, особенностей половозрастного состава и плотности населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 11-7/10/2-8616, содержащее указание возможности такой корректировки нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, правомерно отклонены судом исходя из того, что согласно абзацу двадцатому раздела VII Федеральной программы подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и поименованных разделом Программы, с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Суд, установив, что приведенные административным ответчиком особенности региона уже были учтены при установлении с понижающим коэффициентом норматива объема медицинской помощи, правомерно указал, что возможность применения понижающего коэффициента в части медицинской помощи, финансируемой за счет средств регионального бюджета, при наличии предусмотренных Федеральной программой условий не предполагает возможности снижения подушевого норматива финансирования территориальной программы по сравнению со средними нормативами, предусмотренными Федеральной программой.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом произвольно занижать нормативы финансирования оказания бесплатной медицинской помощи не наделены.
С учетом изложенного выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, положения федерального законодательства судом первой инстанции применены правильно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле Министерство финансов Чувашской Республики, не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку суд в данном случае не разрешал вопрос о правах и обязанностях указанного лица.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------