ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 апреля 2016 г. N 49-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (ООО "Башкирэнерго") о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 г. N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети"
по апелляционной жалобе ООО "Башкирские распределительные электрические сети" и апелляционному представлению прокурора Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей ООО "Башкирские распределительные электрические сети" по доверенности Габитова Р.Ф. и Лукашева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по доверенности Зиновьевой О.А., представителя ООО "Энергостройсервис" по доверенности Шаговой З.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
ООО "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "Башкирэнерго") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 г. N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети".
В обоснование заявленных требований ООО "Башкирэнерго" указало, что цены (тарифы), установленные обжалуемым актом, являются завышенными, экономически необоснованными и установлены с нарушением требований законодательства в сфере электроэнергетики. Кроме того, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам допущены существенные нарушения процедуры установления тарифа.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Башкирэнерго" просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального и процессуального права по неправильно установленным фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что Госкомитетом в необходимую валовую выручку ООО "Энергостройсервис" необоснованно включены расходы на арендную плату в полном объеме, а не исходя из величины амортизации и налога на имущество и иных обязательных платежей в бюджет. Также незаконно, в отсутствие экономического обоснования, учтены затраты на оплату труда, расходы на ремонт основных средств, амортизационные отчисления. Общество указывает на то, что судом неправомерно отклонены доводы о нарушении процедуры установления тарифа.
В апелляционном представлении прокурор Республики Башкортостан указывает на то, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, так как в нарушение действующего законодательства отсутствует экономическое обоснование включения в необходимую валовую выручку полного размера арендных платежей, отчислений в ремонтный фонд и не представлено доказательств о необходимости амортизации основных средств (гаража). Прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении, ООО "Энергостройсервис" и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам представлены возражения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), к числу которых относятся цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений указанного Федерального закона, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Республики Башкортостан является Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам к полномочиям которого относится установление упомянутого тарифа и издание приказов, постановлений и распоряжений по вопросам, входящим в его компетенцию (п. п. 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 6.2 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. N 404).
Госкомитетом принято постановление от 30 января 2015 г. N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - Постановление от 30 января 2015 г. N 10).
Пунктом 1 Постановления от 30 января 2015 г. N 10 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирэнерго" с момента вступления в силу названного постановления по 31 декабря 2015 г.
Суд первой инстанции правомерно признал, что данное постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и опубликовано в установленном порядке 11 февраля 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru) и 24 марта 2015 г. в газете "Республика Башкортостан", N 57 (28292).
Согласно приложению к Постановлению от 30 января 2015 г. N 10 двухставочный тариф на первое и второе полугодие 2015 года установлен в размере 135,46 руб./кВт мес. (ставка за содержание электрических сетей) и 0,12 руб./кВт ч. (ставка на оплату технологического расхода (потерь), одноставочный тариф - 0, 93 руб./кВт ч.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействующим Постановления от 30 января 2015 г. N 10, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (абзацы первый - второй пункта 2, абзац восьмой пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 12 Основ ценообразования территориальные сетевые организации, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не могут регулироваться в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности. Данные организации регулируются только по методу экономически обоснованных затрат.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, определяются на очередной финансовый год в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний).
Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов определен пунктом 52 Методических указаний, согласно которому необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Пунктами 12, 17 Правил установлены порядок обращения с заявлением об утверждении тарифов, требования, предъявляемые к такому заявлению, а также перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении тарифов.
В соответствии с пунктом 18 Правил цены (тарифы) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил.
Согласно пунктам 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Пунктами 16 - 34 Основ ценообразования установлены критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность тех или иных видов расходов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Энергостройсервис" осуществляет различные виды деятельности, в том числе производство, передачу и распределение электроэнергии, имеет на праве аренды трансформаторные подстанции и иное электрооборудование, осуществляет их эксплуатацию и является в соответствии с действующим законодательством территориальной сетевой организацией.
ООО "Башкирэнерго" также является сетевой организацией, эксплуатирует распределительные электрические сети, расположенные на территории Республики Башкортостан, и оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям услуг; оказывает услуги по передаче электрической энергии, в том числе посредством заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями, в случаях, когда точки поставки электрической энергии потребителей услуг технологически присоединены к электрическим сетям таких смежных организаций.
ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирэнерго" являются смежными сетевыми организациями.
На основе заявления ООО "Энергостройсервис" об установлении на 2015 год тарифа на услуги по передаче электроэнергии и представленных документов Госкомитетом открыто дело об установлении тарифа. В отношении ООО "Энергостройсервис" ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов (цены).
Согласно заключению по тарифному делу в состав необходимой валовой выручки включены: затраты на оплату труда 11 038,96 тыс. руб. и отчисления на социальные нужды 3 388,96 тыс. руб., на отчисления в ремонтный фонд 1 526,25 тыс. руб., амортизация основных средств 42 тыс. руб., затраты на арендную плату 4 582,71 тыс. руб.
Прибыль ООО "Энергостройсервис" не заявлялась, валовая выручка на 2015 год рассчитана в размере 20 578,88 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами (пункт 34 Основ ценообразования). При этом в силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы (пункту 19 Правил).
Как усматривается из материалов дела, в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки Госкомитетом включены затраты на арендную плату исходя из размера, указанного в договорах аренды имущества, в отсутствие информации о сумме амортизационных отчислений и налога на имущества, а также иных обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду ООО "Энергостройсервис". Указанное формирование необходимой валовой выручки не отвечает положениям пункта 28 Основ ценообразования, установленному статьей 6 Закона об электроэнергетике принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не допускающего возложение на конечных потребителей помимо расходов, которые должен нести собственник на содержание и эксплуатацию имущества, расходов сетевой организации на уплату этому собственнику дохода от аренды имущества, а также установленному пунктом 2 статьи 23 этого закона принципу обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающему включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов, в том числе в виде арендной платы, превышающей расходы собственника на содержание переданного в аренду имущества, а также налогов и обязательных платежей, связанных с владением этим имуществом.
Таким образом, вывод суда о том, что Госкомитетом при установлении тарифа правомерно в необходимую валовую выручку включены затраты по арендной плате в полном объеме на основании представленных ООО "Энергостройсервис" договоров аренды, является неправомерным.
Также судом сделан ошибочный вывод, что в необходимую валовую выручку обоснованно включены суммы амортизации объекта основных средств (гаража), поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие использование гаража исключительно в целях оказания услуг по передаче электрической энергии.
В подтверждение размера отчислений в ремонтный фонд общество представило графики работ и локальные сметы, которые судом оценены как надлежащие доказательства указанных затрат. Однако данные документы не оценивались регулирующим органом в порядке, установленном пунктом 29 Основ ценообразования, не содержат их экономического обоснования и в отсутствие иных обосновывающих документов не свидетельствуют о необходимости ремонта основных средств.
Таким образом, вывод суда об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого постановления недействующим нельзя признать правомерным, соответствующим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и вынесения нового решения об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 г. отменить.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (ООО "Башкирэнерго") удовлетворить.
Признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 г. N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" со дня вступления в законную силу настоящего определения.
------------------------------------------------------------------