ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 августа 2018 г. N 42-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июля 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия об отказе в заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, выдвинутого региональным отделением всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия по единому республиканскому избирательному округу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя регионального отделения Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия Вифлянцева А.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н., а также заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, а потому не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года N 775-V "О назначении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва" на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 12 июля 2018 года N 41/240-6 "Об отказе в заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, выдвинутого региональным отделением всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия по единому республиканскому избирательному округу" отказано в заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия, в связи с отсутствием документов, указанных в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законе Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года N 244-IV-З "О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия".
Региональное отделение Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия обратилось в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что для заверения списка кандидатов в депутаты в установленный законом срок были представлены в Избирательную комиссию Республики Калмыкия все необходимые документы, поэтому предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения не имелось. Избирательной комиссией в оспариваемом постановлении необоснованно указано как на основание для отказа в заверении списка кандидатов на непредставление сведений о принадлежащем кандидату имуществе, поскольку основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты может служить отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "ж" пункта 14.1 статьи 35 Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также необоснованно отказано в заверении списка кандидатов в депутаты со ссылкой на то, что региональным отделением политической партии не представлен список уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, так как представленное решение правления регионального отделения политической партии от 2 июля 2018 года о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, содержит все необходимые сведения. Несостоятельным, по мнению заявителя, является указание в оспариваемом постановлении на то, что список заверен председателем регионального отделения политической партии, не имеющим таких полномочий.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 июля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе региональное отделение Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представления письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, 29 июня 2018 года состоялось внеочередное собрание регионального отделения Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия по выдвижению республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва.
10 июля 2018 года региональное отделение Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия представило в Избирательную комиссию Республики Калмыкия документы для заверения списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва.
По результатам проверки поступивших документов Избирательной комиссией Республики Калмыкия издано оспариваемое постановление. Данное постановление издано по следующим основаниям:
не представлены сведения о принадлежащем каждому кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;
не представлен список уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам с указанием сведений о них, отвечающий требованиям части 4 статьи 18 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия", по форме, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 24 апреля 2018 года N 32/190-6;
отсутствует решение уполномоченного органа избирательного объединения, уполномочивающее председателя регионального отделения Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия на подписание списка кандидатов.
Пункт 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 указанного федерального закона; в случае отсутствия документов кандидата избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Согласно пункту 3.1 статьи 33 названного федерального закона при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 этого же федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что федеральный законодатель не делает исключений для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в составе списка кандидатов, по представлению в избирательную комиссию документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Положения пункта 14.1 статьи 35 этого же федерального закона в данном случае не применимы, поскольку предусматривают перечень документов, представляемых в избирательную комиссию в случае выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, тогда как положения пункта 14 статьи 35 указанного федерального закона регулируют порядок выдвижения списка кандидатов по единому округу.
При рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции установлено, что при представлении региональным отделением Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия в Избирательную комиссию Республики Калмыкия документов для заверения республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва необходимые сведения, представление которых в силу пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является обязательным, ни на одного из кандидатов, включенного в названный список, на их супругов и несовершеннолетних детей в избирательную комиссию не представлены, что являлось основанием для исключения всех кандидатов из списка кандидатов до его заверения.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении региональным отделением Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия требований закона, и, как следствие, правомерности действий Избирательной комиссии Республики Калмыкия по отказу в заверении республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не согласиться с такими выводами суда не находит и считает их закономерными, а доводы административного истца в этой части - основанными на неверном истолковании норм материального права.
Статьей 22 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" регламентирован порядок представления республиканского списка кандидатов и иных документов в Избирательную комиссию Республики Калмыкия.
Так, частью 2 статьи 22 указанного закона Республики Калмыкия предусмотрено, что одновременно с республиканским списком кандидатов для выдвижения уполномоченный представитель избирательного объединения представляет, среди прочих документов, списки уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам с указанием сведений о них, отвечающие требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 18 настоящего закона.
Форма списка уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, утверждена постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 24 апреля 2018 года N 32/190-6.
Между тем региональным отделением Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия такой список, отвечающий требованиям закона по форме его составления, представлен не был.
При таком положении Избирательная комиссия Республики Калмыкия обоснованно указала в оспариваемом постановлении на невыполнение требований федерального законодательства и закона Республики Калмыкия, касающихся предоставления республиканского списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия для его заверения.
Непредоставление региональным отделением Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия списка уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, отвечающего требованиям закона по форме его составления, как посчитала Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, правомерно расценено как одно из оснований для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов.
При этом представленное в Избирательную комиссию решение правления регионального отделения политической партии от 2 июля 2018 года о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, судом первой инстанции обоснованно расценено как не отвечающее требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 18 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия".
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации не согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что список кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, выдвинутый региональным отделением всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия, заверен неуполномоченным лицом, в связи с тем, что соответствующее решение уполномоченного органа избирательного объединения, уполномочивающее последнего на подписание (заверение) данного списка, не представлено.
Как следует из материалов административного дела, республиканский список кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, представленный региональным отделением Всероссийской партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, заверен председателем этого отделения Джамбиновым В.В.
Уставом Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива", принятым учредительным съездом Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" 2 марта 2013 года, предусмотрено, что структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии Уставом (пункт 26.3). Статьей 30 определены полномочия председателя регионального отделения партии, среди которых предусмотрено осуществление политического руководства деятельностью регионального отделения; выполнение полномочий, не входящих в исключительную компетенцию собрания регионального отделения и правления регионального отделения (пункт 30.3).
Таким образом, действия председателя регионального отделения Всероссийской партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия Джамбинова В.В. по заверению списка кандидатов с учетом его полномочий и статуса не противоречат положениям Устава. Отсутствие решения уполномоченного органа избирательного объединения, уполномочивающего его на подписание списка кандидатов, не могло являться основанием для отказа в заверении такого списка кандидатов.
По изложенным основаниям вывод суда первой инстанции о подписании списка кандидатов в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва, выдвинутого региональным отделением всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия, неуполномоченным лицом нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем ошибочность приведенной позиции суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы в этой части поводом для отмены правильного по существу решения не являются.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основаниями для отмены решения суда. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации таких нарушений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного суда Республики Калмыкия от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Республике Калмыкия - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------