ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 июля 2018 г. N 16-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главы Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области третьего созыва по апелляционной жалобе главы Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 20 марта 2018 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
по результатам выборов, состоявшихся 14 сентября 2014 года, состав Совета депутатов Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Совет) был сформирован из семи депутатов, сроком до сентября 2019 года.
Глава Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава депутатов Совета, ссылаясь на то, что в результате досрочного прекращения полномочий трех депутатов Совет остался в неправомочном составе, что не позволяет поименованному органу легитимно осуществлять свою деятельность и нарушает права граждан на местное самоуправление.
Решением Волгоградского областного суда от 20 марта 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе глава Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Волгоградской области и Территориальной избирательной комиссией Нехаевского района Волгоградской области поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Административный истец направил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, которое не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).
Пунктом 3 статьи 18, пунктами 1 и 2 статьи 19 Устава Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Совета от 27 июня 2016 года N 30/3 (далее - Устав) определено, что Совет является представительным органом местного самоуправления названного муниципального образования, срок полномочий которого составляет пять лет, состоит из семи депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с действующим законодательством, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от указанной численности депутатов, решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях, которые правомочны, если на них присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что заседание Совета правомочно, если на нем присутствует четыре и более депутатов.
В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Приведенной норме корреспондируют правовые предписания статей 18 и 19 Устава.
Как следует из материалов дела, решениями Совета от 27 июня 2016 года N 30/1, от 15 ноября 2017 года N 46/3, 19 декабря 2017 года N 47/3 прекращены полномочия депутатов Левченко Е.Е., Кодинцева В.И. и Карповой Н.И. на основании заявлений о досрочном сложении полномочий.
Таким образом, четыре из семи избранных депутатов осуществляют свои полномочия, что составляет более 50 процентов от числа избранных депутатов.
Суд первой инстанции, установив приведенные фактические обстоятельства, пришел к правильному заключению о необоснованности административного искового заявления, поскольку на момент разрешения заявленных требований Совет состоял из четырех депутатов, следовательно, был правомочен проводить заседания и рассматривать вопросы местного значения, не требующие для принятия решения квалифицированного большинства депутатов.
Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе уполномоченный законом орган назначает дополнительные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 8).
В таком же порядке проводятся дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункт 9 названной статьи).
Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат представительного органа муниципального образования не может быть избран на срок более одного года до окончания срока, на который был избран представительный орган муниципального образования соответствующего созыва (пункт 10 этой статьи).
Как следует из информации, представленной территориальной избирательной комиссией, препятствия для проведения дополнительных выборов отсутствуют, поскольку действующий состав Совета избран 14 сентября 2014 года на пятилетний срок.
Принимая во внимание, что состав Совета может быть восполнен в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения административного иска и признания неправомочным состава Совета не имеется.
Частью 1.1 статьи 35 и частью 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие, иные муниципальные правовые акты не должны ему противоречить.
С учетом приведенных законоположений ссылки административного истца на Регламент Совета, утвержденный решением Совета от 29 мая 2015 года N 12/5, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание ввиду его несоответствия Уставу в части определения правомочности заседания Совета.
При таком положении оснований для отмены по существу правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Волгоградского областного суда от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Успенского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------