Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N 92-АПГ18-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 декабря 2018 г. N 92-АПГ18-10

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222, по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора в части удовлетворено, в части производство по делу прекращено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222, опубликованным в газете "Тувинская правда", N 81, 1 августа 2017 года, утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва (далее - Порядок).

Пунктом 8 названного регионального нормативного правового акта определен порядок расчета размера субсидии, согласно которому субсидии предоставляются по ставкам, утверждаемым приказом Минсельхозпрода Республики Тыва (далее - Минсельхозпрод РТ), за отчетный период. Отчетный период - месяц, квартал, год.

В пункте 12 Порядка отражено, что субсидии предоставляются получателям субсидий, указанным в пункте 2 Порядка, в размере до 90 процентов затрат на приобретение инкубационных яиц, суточных цыплят и молодок кур-несушек, кормов с учетом доставки, произведенных за отчетный период.

Согласно пункту 14 Порядка субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за реализованное мясо птицы предоставляются получателям субсидий, осуществляющим производство и реализацию (собственную переработку) мяса птицы по ставкам, определяемым приказом Минсельхозпрода РТ, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, при наличии следующих документов: справка-расчет субсидии по форме, утвержденной приказом Минсельхозпрода РТ; копии документов, подтверждающих реализацию мяса на перерабатывающие предприятия (договор, счет-фактура), заверенные получателем субсидии; копия сведений о состоянии животноводства в предыдущем году по форме федерального статистического наблюдения в соответствии с организационно-правовой формой получателя субсидии, заверенная им.

Пункт 16 Порядка установил, что субсидии на возмещение затрат за реализованное яйцо предоставляются получателям субсидий, осуществляющим производство и реализацию яиц на территории республики, по ставкам, определяемым приказом Минсельхозпрода РТ, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, при наличии следующих документов: справка-расчет субсидии по форме, утвержденной приказом Минсельхозпрода РТ; копии документов, подтверждающих реализацию яиц в торговые точки, расположенные на территории республики (договор, счет-фактура), заверенные получателем субсидии; копия сведений о состоянии животноводства в предыдущем году по форме федерального статистического наблюдения в соответствии с организационно-правовой формой получателя субсидии, заверенная им.

В соответствии с пунктом 17 Порядка субсидии на компенсацию части затрат на оплату потребленной электроэнергии предоставляются получателям субсидий, указанным в пункте 2 Порядка, в размере до 90 процентов затрат на оплату за потребленную электрическую энергию, использованную на производственные нужды предприятия за прошедший отчетный период, при наличии заявления в произвольной форме; копии договора на поставку электрической энергии; документов, подтверждающих объем потребленной электроэнергии (акт приема-передачи электрической энергии, счет-фактура); справки-расчета субсидии по форме, утвержденной приказом Минсельхозпрода РТ.

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с административным иском о признании недействующими приведенных региональных норм как не соответствующих пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункту "г" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887, считая что их применение нарушает интересы Российской Федерации ввиду несоответствия федеральному законодательству и наличия коррупциогенного фактора.

В связи с принятием постановления Правительством Республики Тыва от 18 мая 2018 года N 265, которым внесены изменения в Порядок, в том числе в оспариваемые пункты, прокурор Республики Тыва 20 июня 2018 года представил в суд уточненный административный иск, в котором просил признать недействующими только пункты 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка в редакции названного постановления, то есть изменил предмет административного иска, оставив прежнее обоснование своих требований, как это предусмотрено статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства в пункты Порядка, которые административный истец просил признать недействующими в уточненном административном иске, вновь были внесены изменения постановлением Правительства Республики Тыва от 31 июля 2018 года N 388.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2018 года административное исковое заявление прокурора Республики Тыва удовлетворено частично.

Пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222) признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва о признании недействующими пунктов 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года N 265) прекращено.

В апелляционной жалобе Правительство Республики Тыва просит решение суда в части признания недействующими пунктов 8, 12, 14, 16, 17 Порядка (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222) отменить ввиду неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, производство по делу в этой части также прекратить.

Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения исходя из следующего.

При разрешении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что пункты 8, 12, 14, 16 и 17 указанного выше Порядка в первоначальной редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222 не определяют конкретный размер субсидии, не содержат порядок расчета субсидии, то есть являются неопределенными по своему содержанию, не отвечают общеправовым критериям ясности и допускают неоднозначное толкование, возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, то есть не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения.

Установив, что на момент обращения прокурора в суд Порядок в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222 являлся действующим, применялся в отношении организаций, которые получили субсидии на основании указанного Порядка, суд первой инстанции, ссылаясь на предписания части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к заключению о признании недействующими региональных норм в первоначальной редакции со дня вступления решения суда в силу несмотря на то обстоятельство, что они не действовали на момент принятия судебного акта.

Судебная коллегия считает незаконным решение суда в обжалуемой части ввиду существенного нарушения норм процессуального права.

Статья 178 поименованного выше кодекса, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, в части 1 содержит предписание о принятии решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.

В силу статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о форме и содержании административного искового заявления оно подается в суд в письменной форме (часть 1) с указанием конкретных требований к административному ответчику (пункт 5 части 2).

Аналогичные предписания предусмотрены статьей 209 этого кодекса к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.

Таким образом, право определения предмета исковых требований является исключительным правом административного истца.

Как следует из материалов дела, в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании отдельных положений Порядка обратился прокурор республики, им же было предъявлено уточненное административное исковое заявление, содержащее требование о признании недействующими пунктов 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года N 265, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания принимать решение в отношении пунктов 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222.

При таком положении судебный акт в обжалуемой административным ответчиком части нельзя признать законным, он в этой части подлежит отмене.

Ссылка суда на положения части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несостоятельна и не имеет правового значения по настоящему делу с учетом приведенных выше фактических обстоятельств.

По смыслу норм в их системном единстве, содержащихся в главе 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и регламентирующих производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, предметом судебной проверки является действующий нормативный правовой акт.

Федеральный законодатель установил право суда прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 2 статьи 214 поименованного выше кодекса).

Действительно, частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов, то есть предусмотрено два условия, при наличии которых одновременно может быть принято судебное решение в отношении недействующих правовых предписаний.

Между тем суд первый инстанции, признавая недействующими названные выше пункты Порядка в редакции от 19 мая 2017 года N 222, исходил исключительно из факта их применения и выплаты субсидий, рассчитанных на основании указанных норм, конкретным организациям в отсутствие каких-либо сведений о нарушении чьих-либо прав применением этих норм, в том числе неопределенного круга лиц.

Как видно из материалов дела, размер субсидий, предоставленных на основании пунктов 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222, не превышает размер финансирования на эти цели, установленный в рамках Государственной программы Республики Тыва "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года N 633, за счет республиканского бюджета на 2017 год.

На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2018 года в части признания не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222 (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года N 222) отменить и в этой части производство по делу прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления