ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 декабря 2016 г. N 87-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Заволжье", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом" об оспаривании постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16 октября 2012 г. N 2-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области" в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Костромской области"
по апелляционной жалобе Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области на решение Костромского областного суда от 15 июля 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент, регулирующий орган) принято постановление от 16 октября 2012 г. N 2-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области" (далее - Постановление N 2-нп).
Подпунктом 2 пункта 1 указанного нормативного правового акта на территории Костромской области утвержден норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Костромской области согласно приложению N 2 по следующим группам оборудования:
осветительные установки - 2,86 кВт.ч/кв. м;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт (при отсутствии отдельных приборов учета коммунальной услуги по электроснабжению на силовое оборудование лифта) - 0,89 кВт.ч/кв. м.
Общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - ООО "Заволжье"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом" (далее - ООО "УК "Костромской Дом") обратились в Костромской областной суд с административными исковыми заявлениями, уточненными в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим подпункта 2 пункта 1 Постановления N 2-нп и приложения N 2 с момента принятия и о взыскании расходов на уплату государственной пошлины.
Определением Костромского областного суда от 16 мая 2016 г. административные дела по исковым заявлениям названных обществ объединены в одно производство.
По мнению административных истцов, Постановление N 2-нп противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В обоснование заявленных требований ООО "Заволжье" и ООО "УК "Костромской Дом" указали, что являются управляющими компаниями - исполнителями коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленный оспариваемым нормативным правовым актом, рассчитан без учета всех групп дополнительного оборудования, установленного в многоквартирных домах, и является заниженным.
Применение указанного норматива нарушает права административных истцов, которые вынуждены оплачивать за счет собственных средств превышение объема оказанной коммунальной услуги на общедомовые нужды над нормативным объемом потребления коммунальной услуги.
Решением Костромского областного суда от 15 июля 2016 г. Постановление N 2-нп признано недействующим в оспариваемой части с момента вступления в законную силу решения суда. С Департамента в пользу административных истцов взысканы расходы на уплату государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, а также на то, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить указанный судебный акт. Регулирующий орган полагает, что им доказана невозможность применения метода аналогов для расчета оспариваемого норматива, использование расчетного метода без учета расхода электроэнергии по группе оборудования, в отношении которого отсутствовали данные, является обоснованным. Департамент также указывает на то, что права административных истцов не нарушены, поскольку не доказана причинно-следственная связь оспариваемого норматива и превышения объема предоставляемой коммунальной услуги.
Административными истцами и прокуратурой Костромской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме и для целей данных правил определяется как исполнитель.
Как следует из пункта 44 названных правил в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в суд, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в размере превышения объема, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, исполнитель оплачивает за счет собственных средств, если только общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не принято решение о распределении объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Пунктом 2 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды представляет собой норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам (пункт 11 Правил N 306).
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Следовательно, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, оспариваемый акт принят Департаментом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему подпунктом 13 пункта 10 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 31 июля 2012 г. N 168. Текст Постановления N 2-нп официально опубликован 19 октября 2012 г. в "СП-нормативные документы", N 44.
ООО "Заволжье" и ООО "УК "Костромской Дом" являются управляющими организациями, которые оказывают коммунальные услуги жителям многоквартирных домов, в том числе услугу энергоснабжения, используемого на общедомовые нужды. Оспариваемый норматив подлежит применению при расчете платы за указанную коммунальную услугу в случае, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.
Удовлетворяя административные исковые заявления, суд пришел к обоснованному выводу, что регулирующим органом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчета норматива потребления коммунальной услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах.
В обоснование утверждения о недостаточности данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах для применения метода аналогов Департамент представил финансово-экономическое обоснование утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Костромской области, подготовленное государственным предприятием Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" (далее - финансово-экономическое обоснование), а также иные материалы, содержащие сведения о многоквартирных домах г. Костромы и Костромской области. Вместе с тем указанные документы содержат информацию о показаниях приборов учета об объемах потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по многоквартирным домам, расположенным на территории г. Кострома. Таким образом, в выборку объема многоквартирных домов для определения норматива потребления не были включены дома Костромской области, на которые распространяется действие Постановления N 2-нп.
Административным ответчиком не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих утверждение об отсутствии или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг для проведения необходимых измерений в многоквартирных домах во всех населенных пунктах Костромской области. В нарушение пункта 37 Правил N 306, предусматривающего неоднократное снятие показаний приборов учета в течение года, при подготовке предварительной выборки и выборе метода расчета норматива Департамент основывался на показаниях приборов учета об объемах потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по многоквартирным домам за август 2012 г.
Определение Департаментом оспариваемого норматива расчетным методом также произведено с нарушением требований Правил N 306. Согласно пункту 43 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренными разделом II приложения N 1 к названным Правилам.
Пунктом 37 Приложения N 1 к указанным правилам предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по трем группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома. Вместе с тем оспариваемый норматив определен регулирующим органом лишь по двум группам оборудования: осветительные установки и силовое оборудование лифтов. Постановление N 2-нп не содержит норматива потребления данной коммунальной услуги по третьей группе оборудования (системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование). Финансово-экономическое обоснование, равно как и иные документы, представленные Департаментом, не содержат указания на причины отказа от расчета норматива потребления по указанной группе оборудования. Регулирующим органом не представлено доказательств, подтверждающих, что им предпринимались попытки установить объемы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по третьей группе оборудования при подготовке оспариваемого акта.
Довод апелляционной жалобы о том, что пунктом 37 Приложения N 1 к Правилам N 306 предусмотрено установление нескольких самостоятельных нормативов по электроэнергии подлежит отклонению. Норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (пункте 2 Правил N 306). Его дифференциация по группам оборудования по смыслу указанных правил не является установлением нескольких нормативов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принята во внимание новая редакция Правил N 354 от 30 июня 2016 г. и доказательства нарушений прав административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом отсутствуют являются несостоятельными. Административными истцами представлены расчеты расходов на электроснабжение общедомового имущества по многоквартирным домам, где отсутствует вторая группа оборудования (лифты), но имеется оборудование, относящееся к третьей группе, подтверждающие, что превышение объема потребляемой коммунальной услуги над нормативным объемом происходит за счет эксплуатации оборудования третьей группы. Также в деле имеются доказательства оплаты административными истцами за собственный счет электроэнергии на общедомовые нужды по третьей группе оборудования, не учтенной в Постановлении N 2-нп, а также привлечения ООО "Заволжье" к административной ответственности за выставление потребителям счетов по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, превышающей объем, рассчитанный исходя из оспариваемого норматива, за период, предшествующий внесению указанных изменений в Правила N 354.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Костромского областного суда от 15 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------