Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.09.2018 N 4-АПГ18-13

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 сентября 2018 г. N 4-АПГ18-13

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Абакумовой И.Д.,

судей Нефедова О.Н. и Николаевой О.В.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агафонцевой Тамары Александровны, Бойко Галины Николаевны, Цабель Елены Вячеславовны, Плентайтене Валерии Александровны, Михайлова Романа Сергеевича о признании не действующим со дня принятия распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 26 сентября 2016 г. N П19/3092 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Горское, вблизи с. Лайково"

по апелляционной жалобе Агафонцевой Тамары Александровны, Бойко Галины Николаевны, Цабель Елены Вячеславовны, Плентайтене Валерии Александровны, Михайлова Романа Сергеевича на решение Московского областного суда от 17 апреля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Черненко А.М., представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области по доверенности Чернышовой С.Н. и Соколовой Е.В., представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области по доверенности Шманевой Д.А., представителя общества с ограниченной ответственностью "Инвастрой" по доверенности Якуповой Ю.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Московской областной прокуратуры Ищенко Е.И., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

граждане Агафонцева Тамара Александровна, Бойко Галина Николаевна, Цабель Елена Вячеславовна, Плентайтене Валерия Александровна, Михайлов Роман Сергеевич обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 26 сентября 2016 г. N П19/3092 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Горское, вблизи с. Лайково" (далее также - Распоряжение от 26 сентября 2016 г. N П19/3092, Проект планировки и межевания).

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением положений статей 41.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), противоречит в части этажности и плотности планируемой жилой застройки Схеме территориального планирования Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2017 г. N 517/23, нормативам градостроительного проектирования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2015 г. N 713/30, а также Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, действовавшим в период разработки и согласования Проекта планировки и межевания. Территория, в отношении которой разработан Проект планировки и межевания, входит во второй пояс зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы, в которой запрещается всякое новое строительство.

Решением Московского областного суда от 17 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.

По мнению подателей жалобы, суд первой инстанции не дал должной оценки нарушению административным ответчиком положений статей 45 и 46 ГрК РФ, регулирующих порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, и сделал необоснованный вывод об отсутствии нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при подготовке и принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Органы местного самоуправления уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).

Из содержания статьи 8, частей 1 и 2 статьи 46 ГрК РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

Муниципальное образование "Одинцовский муниципальный район Московской области" (далее - Одинцовский муниципальный район) наделено статусом муниципального района. В состав территории Одинцовского муниципального района входят муниципальные образования, имеющие статус городских и сельских поселений, в частности сельское поселение Горское (статьи 2, 9 Устава Одинцовского муниципального района, статьи 1, 10 Закона Московской области от 28 февраля 2005 г. N 64/2005-ОЗ "О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных муниципальных образований").

В состав территории муниципального образования "Сельское поселение Горское" (далее - сельское поселение Горское) входят земли нескольких населенных пунктов, к которым в числе прочих относится село Лайково (статьи 7, 8 Устава сельского поселения Горское).

В компетенции Совета депутатов сельского поселения Горское находится: утверждение документов территориального планирования сельского поселения Горское и иной градостроительной документации (часть 9 статьи 25 Устава сельского поселения Горское).

В соответствии со статьей 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по подготовке и утверждению документации по планировке территории.

Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, разрабатывающим и проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности, является Министерство строительного комплекса Московской области (пункт 1 постановления Правительства Московской области от 3 октября 2013 г. N 786/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области").

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме. Распоряжение от 26 сентября 2016 г. N П19/3092 официально опубликовано, надлежащим образом доведено до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не учел следующее.

В статье 2 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В силу положений статей 9 и 18 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования относятся документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений.

При этом документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 ГрК РФ). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (части 1, 2, 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (части 1 и 3).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ).

Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.

В данном случае Проект планировки и межевания разрабатывался на основании Генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15 декабря 2011 г. N 1/21, а также на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2011 г. N 1/22.

Согласно названным документам территориального планирования и градостроительного зонирования территория села Лайково относится к Истринско-Звенигородской устойчивой системе расселения, доминирующим признаком функционального освоения и пространственной организации территории которой является рекреационно-городская застройка, в частности, на территории села Лайково предусмотрена индивидуальная жилая застройка и к планируемым территориальным зонам на спорных земельных участках относится смешанная индивидуальная жилая застройка и малоэтажная многоквартирная жилая застройка, а также зона спортивно-рекреационных объектов. В соответствии с типологией жилых зон и параметрами их планируемого развития в Генеральном плане на спорной территории запланировано строительство жилых домов не выше трех этажей. Одним из мероприятий по формированию планировочной структуры поселения является размещение в планируемых жилых зонах преимущественно малоэтажной застройки.

При этом Схемой территориального планирования Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 г. N 517/23, на территории села Лайково также предусматривалась малоэтажная многоквартирная жилая застройка, на территории земельных участков, в отношении которых принято решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 22 сентября 2016 г. 3/18, внесшее изменения в Правила землепользования и застройки, - индивидуальная жилая застройка, а в соответствии с приложением N 1 к нормативам градостроительного проектирования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2015 г. N 713/3, село Лайково отнесено к типу устойчивой системы расселения с рекреационно-городским функциональным назначением, что определяет дисперсную сверхнизкоплотную малоэтажную застройку как преобладающий тип застройки.

С учетом вступившего в законную силу апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 4-АПГ17-22 о признании не действующими решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22 сентября 2016 г. N 1/18 "Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15 декабря 2011 г. N 1/21 "Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области" в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково", а также решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22 сентября 2016 г. N 3/18 "Об утверждении внесения изменений в "Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области" применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области", Проект планировки территории вступил в противоречие с Генеральным планом сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15 декабря 2011 г. N 1/21, а также с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2011 г. N 1/22.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 4 апреля 2018 г. N 1/33 в Генеральный план сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области внесены изменения. Согласно Положению о территориальном планировании Генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области в действующей редакции территория, в отношении которой разработан Проект планировки и межевания, относится к функциональной зоне Ж1 (зона многоквартирной жилой застройки с параметром планируемого развития жилых зон 4 - 12 этажей).

Между тем, Положением предусмотрено, что мероприятия по жилищному строительству включают комплексное развитие на свободных от застройки территориях сельского поселения Горское. Однако, как усматривается из основной (утверждаемой) части Проекта планировки и межевания "Положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории", на проектируемой территории существует индивидуальная и садово-дачная застройка.

Также в Положении о территориальном планировании Генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области в действующей редакции указано, что параметры планируемого развития зоны застройки многоквартирными жилыми домами Ж1 разработаны в соответствии с оспариваемым Проектом планировки и межевания территории. Однако, как указывалось ранее, утверждение документации по планировке территории является реализацией документов территориального планирования, обязательных для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений, в том числе при разработке документации по планировке территории. Таким образом, Проект планировки и межевания не в полной мере согласуется с нормами статей 9 и 26 ГрК РФ.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13 апреля 2018 г. N 1/10 приняты новые Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, в составе которых утверждены карта границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия и карта градостроительного зонирования с устанавливаемыми территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее также - Карты, Карты Правил землепользования и застройки).

Согласно пункту 5.1 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности.

В данном случае на Картах Правил землепользования и застройки в разделе "Условные обозначения" территориальная зона осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории обозначена "КУРТ". В статье 34 Правил землепользования и застройки территориальная зона имеет обозначение "КУРТ-1".

Однако в графическом материале (на Картах) обозначение такой зоны вообще отсутствует, что создает неоднозначность и неясность применения Правил землепользования и застройки. В связи с этим нельзя сделать однозначный вывод о том, соответствует ли Проект планировки и межевания в части проектируемой территории названным Картам и Правилам землепользования и застройки.

Также судом не учтено, что при установлении в Правилах землепользования и застройки территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, изменяются правовой режим, порядок и условия ее освоения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации называет несколько форм комплексного и устойчивого развития территории. Так, согласно пункту 1.1 статьи 45, статьям 46.9 и 46.10 ГрК РФ названная деятельность осуществляется как по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, так и на основании решения органа местного самоуправления. Обе эти модели регулируются различными специальными правовыми нормами и предусматривают различную последовательность действий.

На дату принятия судом первой инстанции оспариваемого судебного акта не было принято решение о том, в какой форме будет осуществляться комплексное устойчивое развитие территории, не было совершено иных действий, позволяющих считать, что начата процедура комплексного устойчивого развития территории, в связи с чем не имеется оснований полагать, что оспариваемый Проект планировки и межевания на дату принятия судом решения соответствует положениям статьи 46.9 или статьи 46.10 ГрК РФ.

Судебная коллегия также считает ошибочным суждение суда о соответствии Проекта планировки и межевания законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на схеме границ зон с особыми условиями использования территории в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (пункт 6 части 4 статьи 42 ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 3, 4, 5).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 мая 1941 г. N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения" утверждено Положение о зоне санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания (приложение N 1, далее также - Положение о зоне санитарной охраны), которое установило в том числе границы второго пояса зоны санитарной охраны и правила санитарного режима второго пояса охранной зоны.

Так, пунктом 10 Положения о зонах санитарной охраны предусмотрено, что в пределах второго пояса воспрещается без предварительного разрешения Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны возведение всякого рода новых строений и сооружений. Пунктом 14 Положения установлены дополнительные правила санитарного режима второго пояса, которые включают запрет всякого нового строительства (промышленного, сельского, дачного и пр.), а также расширения и переоборудования существующих промпредприятий, домов отдыха, санаториев и тому подобных учреждений и отдельных строений, переустройства или замены строений временного типа постоянными. Строительство сооружений водопровода и обслуживающих станцию жилых и культурно-бытовых зданий, а также капитальный ремонт строений допускаются лишь с разрешения Государственной инспекции зоны санитарной охраны. Дополнительные правила санитарного режима, изложенные в пункте 14 Положения о зонах санитарной охраны, распространены на территории и населенные места, поименованные в пункте 15 Положения о зонах санитарной охраны, среди которых названо и село Лайково.

Положение о зонах санитарной охраны принято Советом Народных Комиссаров РСФСР, являющимся в силу статьи 41 Конституции РСФСР (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы"). При этом СанПиН 2.1.4.1110-02 не устанавливают границы зон санитарной охраны.

Положениями названных СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4). Второй и третий пояса зон санитарной охраны (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5).

Положение о зонах санитарной охраны является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к СанПиН 2.1.4.1110-02 и СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 45, и в отсутствие иного проекта зон санитарной охраны Московского водопровода подлежит непосредственному применению.

В данном случае, сведений о том, что соблюдены требования санитарного режима второго пояса санитарной охраны Рублевского водопровода, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда о том, что не подлежит применению статья 41.1 ГрК РФ, поскольку она введена в действие после принятия Проекта планировки и межевания.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 41.1, вступившей в силу с 1 января 2017 г. и действующей в период рассмотрения дела в суде первой инстанции. В связи с этим суду необходимо было проверить соответствие оспариваемого акта действующим на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции нормам названной статьи.

Согласно статье 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон. При подготовке документации по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2).

Приведенные выше нормы градостроительного законодательства, законодательства в сфере санитарного благополучия населения, с учетом фактических обстоятельств дела позволяют сделать вывод о том, что оспариваемый Проект планировки и межевания не соответствует и положениям статьи 41.1 ГрК РФ.

С учетом изложенного судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения об удовлетворении административного искового заявления Агафонцевой Тамары Александровны, Бойко Галины Николаевны, Цабель Елены Вячеславовны, Плентайтене Валерии Александровны, Михайлова Романа Сергеевича.

При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня принятия настоящего определения с учетом положений пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства.

Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского областного суда от 17 апреля 2018 г. отменить.

Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего апелляционного определения распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 26 сентября 2016 г. N П19/3092 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Горское, вблизи с. Лайково".

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления