ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 апреля 2018 г. N 84-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Черепановой А.Ф. на решение Новгородского областного суда от 11 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных ею требований о признании незаконными и отмене постановления Новгородской областной Думы от 25 октября 2017 года N 355-ОД "О проверке соответствия проекта областного закона "Об избрании в Новгородской области глав муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления", предлагаемого для вынесения на референдум Новгородской области, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 областного закона "О референдуме Новгородской области", постановления избирательной комиссии Новгородской области от 31 октября 2017 года N 29/1-6 "Об отказе инициативной группе по проведению референдума Новгородской области - Региональному Совету Новгородского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в регистрации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Черепановой А.Ф. и Новгородского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Сюзюмова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
4 октября 2017 года Региональный Совет Новгородского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратился в избирательную комиссию Новгородской области с ходатайством о его регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Новгородской области.
Советом регионального отделения политической партии выдвинута инициатива проведения референдума по проекту областного закона "Об избрании в Новгородской области глав муниципальных образований на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о месте глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления", согласно которому глава муниципального района, глава городского округа избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию.
Постановлением избирательной комиссии Новгородской области от 19 октября 2017 года N 28/1-6 ходатайство Новгородского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", а также протокол заседания направлены в Новгородскую областную Думу для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Новгородской области, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Постановлением Новгородской областной Думы от 25 октября 2017 года N 355-ОД проект областного закона признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 областного закона "О референдуме Новгородской области".
Постановлением избирательной комиссии Новгородской области от 31 октября 2017 года N 29/1-6, основанному на указанном выше постановлении областной Думы, Совету Новгородского регионального отделения политической партии отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Черепанова А.Ф. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными и отмене постановления Новгородской областной Думы от 25 октября 2017 года N 355-ОД и постановления избирательной комиссии Новгородской области от 31 октября 2017 года N 29/1-6.
В обоснование заявленных требований привела доводы о том, что в постановлении областной Думы, на основании которого областная избирательная комиссия отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума, не приведено, каким именно требованиям закона не соответствует проект областного закона, что постановление вынесено безосновательно. При этом указала на отсутствие в постановлении мотивировочной части, что порождает правовую неопределенность в применении законодательства о референдумах, препятствует проверке и оценке законности и обоснованности такого постановления. Считает, что инициатива референдума соответствует всем требованиям закона, а оспариваемые постановления препятствуют реализации права административного истца на выдвижение инициативы проведения референдума.
Решением Новгородского областного суда от 11 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Черепанова А.Ф. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Гарантии права граждан Российской Федерации на назначение референдума установлены главой II Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статья 12 которой регламентирует вопросы референдума и предъявляемые к ним требования.
Так, в соответствии с требованиями пункта 2 данной статьи на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
В силу статьи 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
По данному предмету совместного ведения издан Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 36 которого предусматривает несколько способов избрания главы муниципального образования.
Согласно части 2 данной статьи 36 глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и в зависимости от этого занимает то или иное место в структуре органов местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с приведенным Федеральным законом Новгородская областная Дума издала областной закон от 2 декабря 2014 года N 674-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области, требованиях к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, учитываемых в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа, муниципального района".
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 4 названного областного закона глава городского округа, глава муниципального района избирается соответствующим представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Таким образом, указанный выше способ избрания главы муниципального образования, предусмотренный федеральным законом, воспроизведен в областном законе как единственно возможный (обязательный) способ избрания в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Исходя из этого, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными выше законоположениями и пришел к обоснованному выводу о том, что выносимый на референдум вопрос урегулирован законодательством, что исключает возможность вынесения данного вопроса на референдум субъекта Российской Федерации.
Суд правомерно посчитал, что выносимый на референдум вопрос не соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и оспариваемое постановление областной Думы, как и основанное на нем оспариваемое постановление областной избирательной комиссии, соответствуют закону. При этом нарушений административными ответчиками порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, установленного статьей 36 данного Федерального закона, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, приведя в решении исчерпывающее обоснование и дав надлежащую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном истолковании норм материального права и поводом к отмене решения суда служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новгородского областного суда от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Черепановой А.Ф. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------