ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 ноября 2016 г. N 57-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Белгородской области об оспаривании приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 10 декабря 2015 г. N 26/21 "Об установлении тарифов на питьевую воду, долгосрочных параметров регулирования тарифов ШМУП "Районное коммунальное хозяйство", осуществляющего холодное водоснабжение на территории Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области на 2016 - 2018 годы" в части
по апелляционной жалобе Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 6 июня 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
первый заместитель прокурора Белгородской области обратился в Белгородский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 10 декабря 2015 г. N 26/21 "Об установлении тарифов на питьевую воду, долгосрочных параметров регулирования тарифов ШМУП "Районное коммунальное хозяйство", осуществляющего холодное водоснабжение на территории Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области, на 2016 - 2018 годы" (далее - Приказ N 26/21) со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии с приложением N 2 к Приказу N 26/21 тарифы на питьевую воду для ШМУП "Районное коммунальное хозяйство" установлены для населения и для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, и прочих с календарной разбивкой и действуют с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Приказ N 26/21 18 декабря 2015 г. опубликован на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (http://zakon.belregion.ru).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что тарифы для населения установлены ниже экономически обоснованного тарифа за счет повышения тарифа для категории потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, и прочих, что противоречит требованиям частей 6, 25 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов". Также оспариваемый нормативный правовой акт влечет нарушение прав граждан, иных категорий потребителей при расчете с ресурсоснабжающими организациями, как в виде завышения сумм, подлежащих оплате за водоснабжение, так и их занижения у отдельных потребителей, создает дискриминационные условия при установлении тарифов на питьевую воду.
Определением Белгородского областного суда от 6 июня 2016 г. административное исковое заявление в части установления тарифов на период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2018 г. оставлено без рассмотрения и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Решением Белгородского областного суда от 6 июня 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: приложение N 2 к Приказу N 26/21 признано не действующим со дня вступления решения в законную силу в части установления тарифов на питьевую воду на период с 1 января по 30 июня 2016 г. в размере 71,30 руб./куб. м для категорий (групп) потребителей "финансируемые из бюджетов всех уровней" и "прочие", в удовлетворении остальной части административных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно не учел, что установление тарифов для групп потребителей "финансируемые из бюджетов всех уровней" и "прочие" на уровне тарифа для населения, то есть ниже экономически обоснованного тарифа (в данном случае - 21,56 руб./куб. м), не обеспечит получение необходимой валовой выручки регулируемой организацией исходя из экономически обоснованных расходов, необходимой ей для осуществления регулируемого вида деятельности, и будет препятствовать достижению плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и принятыми в целях реализации его положений Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов).
Статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В силу положений пункта 9 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) устанавливаются в соответствии с предельными индексами с календарной разбивкой по полугодиям при условии непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2182-р на 2016 год для Белгородской области утвержден средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги: на первое полугодие - 0, на второе - 3,9. Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям в размере 2% установлено распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. N 2222-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов".
Постановлением Губернатора Белгородской области от 30 ноября 2015 г. N 124 предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Шебекинскому муниципальному образованию утвержден на первое полугодие 2016 года в размере 0%, на второе - 5,9%.
Оспариваемым Приказом N 26/21 тариф по группе потребителей "население" на период с 1 января по 30 июня 2016 г. установлен в размере 17,61 руб./куб. м на уровне тарифа, определенного на второе полугодие 2015 года, и не превышает установленные предельные индексы.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал правомерный вывод, что установление тарифа на первое полугодие 2016 года по группе потребителей "население" соответствует требованиям приведенных выше нормативных положений.
Приказом N 26/21 для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, и прочих на период с 1 января по 30 июня 2016 г. тариф установлен в размере 71,30 руб./куб. м. При этом, как следует из материалов дела и подтверждается тарифным органом, экономически обоснованный тариф составляет 21,56 руб./куб. м.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности установления указанного тарифа для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, и прочих.
Как следует из положений части 25 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.
В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.
В данном случае оспариваемый тариф установлен выше экономически обоснованного уровня тарифов при установлении тарифа для других категорий абонентов ниже экономически обоснованного уровня, что является нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о необходимости обеспечить получение регулируемой организацией необходимой валовой выручки, необходимой ей для осуществления регулируемого вида деятельности, поскольку законодательством о тарифном регулировании в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено получение необходимой валовой выручки исходя из экономически обоснованных расходов и возмещение понесенных организацией экономических потерь, отражающих реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса.
С учетом изложенного, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Белгородского областного суда от 6 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------