ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 августа 2017 г. N 9-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Лазарева Е.И. о признании недействующим решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 февраля 2017 года N 33 "О Положении об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Нижнем Новгороде" по апелляционной жалобе депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Лазарева Е.И. на решение Нижегородского областного суда от 5 апреля 2017 года, которым в удовлетворении административного иска депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Лазарева Е.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжкова М.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
22 февраля 2017 года городской Думой города Нижнего Новгорода (далее - городская Дума г. Нижнего Новгорода) принято решение N 33 "О Положении об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Нижнем Новгороде" (далее - решение городской Думы г. Нижнего Новгорода от 22 февраля 2017 года N 33, Положение).
Решение городской Думы г. Нижнего Новгорода от 22 февраля 2017 года N 33 размещено на Официальном сайте городской Думы г. Нижнего Новгорода (http://www.gorduma.nnov.ru) 1 марта 2017 года и опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород" от 3 марта 2017 года N 16 (1180).
Депутат городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Лазарев Е.И. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим с даты принятия решение городской Думы г. Нижнего Новгорода от 22 февраля 2017 года N 33 как принятое с существенным нарушением установленной процедуры.
В обоснование административного искового заявления депутат Лазарев Е.И. указал на то, что в нарушение норм Регламента городской Думы г. Нижнего Новгорода, принятого решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 29 ноября 2006 года N 38, соблюдение которого является обязательным для депутатов Думы, иных субъектов правотворческой инициативы, а также лиц, участвующих в заседаниях Думы и принимающих участие в правотворческой деятельности, проект оспариваемого решения городской Думы г. Нижнего Новгорода был внесен и направлен депутатам с нарушением установленного срока, а его рассмотрение на постоянной комиссии городской Думы г. Нижнего Новгорода по транспорту и связи фактически не состоялось. Нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта были нарушены его права на обсуждение вопроса на заседании постоянной комиссии городской Думы г. Нижнего Новгорода по транспорту и связи (он был лишен возможности задавать вопросы, вносить замечания и предложения по проекту), а рассмотрение не подготовленного надлежащим образом вопроса на заседании городской Думы г. Нижнего Новгорода нарушает его право на должное участие в правотворческой деятельности (статья 56 Регламента).
Решением Нижегородского областного суда от 5 апреля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Лазарева Е.И. отказано.
В апелляционной жалобе депутат городской Думы города Нижнего Новгорода Лазарев Е.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшим в рассмотрении дела судом первой инстанции, представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, административный истец Лазарев Е.И. в своем ходатайстве, направленном в электронном виде, просил дело рассмотреть в его отсутствие. На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 N 220-ФЗ) отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации в области организации регулярных перевозок, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
На территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 1 февраля 2017 года N 11-З "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области от 1 февраля 2017 года N 11-З), регулирующий в пределах полномочий Нижегородской области отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области, статьей 4 которого, определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в сфере организации регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 13 июля 2015 N 220-ФЗ, Закона Нижегородской области от 1 февраля 2017 года N 11-З во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, Устава города Нижнего Новгорода, Регламента городской Думы г. Нижнего Новгорода, принятого решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 29 ноября 2006 года N 38, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному к выводу о том, что решение городской Думы г. Нижнего Новгорода от 22 февраля 2017 года N 33 принято как в пределах полномочий муниципального образования городской округ г. Нижний Новгород, так и в соответствии с компетенцией городской Думы г. Нижнего Новгорода, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Выводы суда подробно изложены в решении суда, со ссылкой на фактические обстоятельства, нормы федерального законодательства и муниципальных правовых актов.
Судом установлено, что проект оспариваемого нормативного правового акта был внесен главой администрации г. Нижнего Новгорода на рассмотрение городской Думы г. Нижнего Новгорода 13 февраля 2017 года.
13 февраля 2017 года указанный проект рассмотрен на заседании постоянной комиссии городской Думы г. Нижнего Новгорода по транспорту и связи, на котором присутствовало 5 из 6 депутатов - членов комиссии, а также депутат Лазарев Е.И., не являющийся членом комиссии. При этом было принято решение рекомендовать главе г. Нижнего Новгорода включить рассмотрение данного проекта в проект повестки дня заседания городской Думы г. Нижнего Новгорода на 22 февраля 2017 года ("за" - 5, "против" - 0, "воздержались" - 0).
14 февраля 2017 года депутатам городской Думы г. Нижнего Новгорода была направлена предварительная повестка дня заседания городской Думы г. Нижнего Новгорода 22 февраля 2017 года с материалами по рассматриваемым на заседании вопросам, включая материалы по проекту оспариваемого нормативного правового акта (вопрос N 28).
22 февраля 2017 года на заседании городской Думы г. Нижнего Новгорода, на котором присутствовало 33 из 44 избранных депутатов, было принято оспариваемое решение N 33 ("за" - 28, "против" - 0, "воздержались" - 0).
Проанализировав положения статей 44, 45 Регламента городской Думы г. Нижнего Новгорода, устанавливающих процедуру принятия нормативного правового акта городской Думой г. Нижнего Новгорода, суд указал, что нарушение сроков внесения проектов законов в Думу и направления их депутатам Думы не может повлечь признание недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Так, положения статьи 44 Регламента городской Думы г. Нижнего Новгорода допускают рассмотрение на очередном (внеочередном) заседании городской думы г. Нижнего Новгорода внесенного с нарушением сроков проекта правового акта, если Дума не возражает против рассмотрения такого вопроса (проекта).
Суд установил, что таких возражений при утверждении повестки относительно включения в нее проекта оспариваемого решения, а также при голосовании по проекту на заседании городской Думы г. Нижнего Новгорода, состоявшемся 22 февраля 2017 года, в том числе со стороны присутствовавшего депутата Лазарева Е.И., не высказывалось.
Кроме того, суд указал, что частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено право на обращение с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом и усматривается из материалов данного административного дела, решение городской Думы г. Нижнего Новгорода от 22 февраля 2017 года N 33 в отношении депутата Лазарева Е.И. не применялось, административный истец не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Нижегородского областного суда от 5 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Лазарева Е.И. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------