ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 августа 2018 г. N 8-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе избирательного объединения Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Ярославского областного суда от 27 июля 2018 года, которым удовлетворен административный иск избирательного объединения Ярославское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 11 июля 2018 года N 78/493-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя избирательного объединения Ярославское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России Шахмина А.Н., объяснения председателя Избирательной комиссии Ярославской области Захарова О.Ю. и представителя данной комиссии Лисицина О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Ярославской областной Думы от 8 июня 2018 года N 106 выборы депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 11 июля 2018 года N 78/493-6 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва в количестве 35 человек, выдвинутый избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу.
16 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от N 81/514-6 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва в количестве 27 человек, выдвинутый избирательным объединением Ярославское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России по единому избирательному округу.
Избирательное объединение Ярославское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России обратилось в суд с административным иском об отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области о регистрации списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", ссылаясь на его незаконность и принятие с нарушением требований избирательного законодательства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в нарушение требований федерального законодательства указанным избирательным объединением были выдвинуты кандидаты в составе единого списка кандидатов по 23 территориальным группам в количестве 35 человек, по территориальным группам N 17 и N 21 кандидаты не выдвинуты, следовательно, список кандидатов изначально не соответствовал требованиям избирательного законодательства, в силу чего у комиссии не имелось оснований для его заверения. Факт нарушения порядка выдвижения списка кандидатов подтверждается решением Ярославского областного суда от 11 июля 2018 года, которым признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии Ярославской области "О заверении списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу". Таким образом, у административного ответчика отсутствовали основания для регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу.
Решением Ярославского областного суда от 27 июля 2018 года административный иск удовлетворен, постановление Избирательной комиссии Ярославской области о регистрации списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу, признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе избирательное объединение Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно приведенному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (пункт 1 статьи 35).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 25 статьи 38 названного Федерального закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.1");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных упомянутым выше Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.2").
В силу пункта 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Аналогичные требования содержатся в Законе Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" нарушен порядок выдвижения списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, установленный федеральным и региональным законодательством.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 11 июля 2018 года признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года N 74/453-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу".
При таких данных является обоснованным вывод суда о том, что регистрация списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу, осуществлена с нарушением требований пункта 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно при отсутствии заверенного списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого данным избирательным объединением.
Суд первой инстанции, установив, что Избирательной комиссией Ярославской области допущено нарушение требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пришел к верному выводу о незаконности и отмене принятого ею постановления о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела суду необходимо было учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 11 марта 2008 года N 4-П, является ошибочным. Предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации были положения Закона Вологодской области, которыми допускается отказ в регистрации областного списка кандидатов в депутаты в случае, когда число региональных групп кандидатов в этом списке оказалось меньше установленного данным Законом Вологодской области в результате выбытия незначительного числа кандидатов, и не предусматривается возможность разумного уменьшения числа региональных групп и (или) уменьшения числа кандидатов в группе.
Следовательно, постановление Конституционного Суда Российской Федерации направлено на защиту избирательных прав в тех случаях, когда имеет место отказ в регистрации списка кандидатов по не зависящим от избирательного объединения причинам - вследствие выбытия кандидатов хотя бы из одной региональной группы и уменьшения числа региональных групп, необходимого не только для регистрации, но и для выдвижения списка кандидатов.
В настоящем деле предметом проверки являлся не вопрос выбытия кандидатов из списка партии по независящим от ее воли обстоятельствам, а регистрация списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва при отсутствии заверенного избирательной комиссией списка кандидатов избирательного объединения.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ярославского областного суда от 27 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------