Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.09.2018 N 55-АПГ18-30

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-30

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глазырина Анатолия Потаповича о признании незаконным и об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Бейского района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия от 6 августа 2018 года N 112/495-4 "О регистрации Борисовой Ирины Александровны кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20" по апелляционной жалобе Борисовой И.А. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Глазырина А.П.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 1696-48 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 6 июня 2018 года N 52/365-7 на Территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) Бейского района возложены обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.

Постановлением ТИК Бейского района от 19 июля 2018 года N 107/444-4 Глазырин А.П., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Республике Хакасия, зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.

По тому же избирательному округу постановлением ТИК Бейского района от 6 августа 2018 года N 112/495-4 кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва зарегистрирована Борисова И.А., выдвинутая в порядке самовыдвижения.

Глазырин А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного постановления ТИК Бейского района от 6 августа 2018 года N 112/495-4, обосновывая требования тем, что представленная Борисовой И.А. справка о принадлежащем ей недвижимом имуществе, а также обязательствах имущественного характера, находящихся за пределами территории Российской Федерации, не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, поскольку графа "содержание обязательства" раздела 4 "обязательства имущественного характера" указанной справки не заполнена, сведения об отсутствии обязательств имущественного характера путем проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесены.

Таким образом, по мнению административного истца, постановление ТИК Бейского района о регистрации Борисовой И.А. было принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в связи с чем подлежит отмене.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года требования административного искового заявления удовлетворены.

Судом признано незаконным и отменено постановление ТИК Бейского района от 6 августа 2018 года N 112/495-4 "О регистрации Борисовой Ирины Александровны кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20".

Борисовой И.А. на решение Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления Глазырина А.П. Полагает, что судом дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам, поскольку в соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ на избирательную комиссию возложена обязанность проверить правильность оформления документов (сведений), а в случае выявления недостатков - обязанность известить о них кандидата. Однако обязанность по уведомлению кандидата о выявленных недостатках (незаполненной графы в представленных документах) избирательной комиссией исполнена не была, что лишило ее права на внесение уточнений и дополнений в ранее представленные документы путем замены документа.

На апелляционную жалобу поступили возражения от представителя Глазырина А.П. - Корнева Е.И. и прокуратуры Республики Хакасия.

Лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований этого федерального закона, иного закона ("в.1").

Подпунктом "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.

Аналогичное положение закреплено в пункте 1 части 7(1) статьи 29 Закона Республики Хакасия N 50-ЗРХ.

Формы справок, а также требования к их заполнению утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

Судом установлено, что 5 июля 2018 года территориальная избирательная комиссия Бейского района приняла от Борисовой И.А. документы, в том числе справку по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 о принадлежащих кандидату, ее супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которого приобретено данное имущество, об обязательствах за пределами территории Российской Федерации. При этом в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" этой справки соответствующая графа не заполнена, сведения о наличии или об отсутствии имущественных обязательств не внесены.

ТИК Бейского района, рассматривая вопрос о регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия на заседании 6 августа 2018 года, проверив документы, представленные Борисовой И.А., в том числе сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, не обратила внимание на указанное выше обстоятельство и в нарушение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 приняла решение о регистрации кандидатом.

Удовлетворяя административные исковые требования, оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что кандидатом Борисовой И.А. допущено нарушение требований действующего законодательства. В частности, в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера. Названное требование Борисовой И.А. не выполнено, правом на внесение уточнений и дополнений в ранее представленные документы она не воспользовалась.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что имелись правовые основания для признания незаконным и отмене постановления ТИК Бейского района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия от 6 августа 2018 года N 112/495-4 "О регистрации Борисовой Ирины Александровны кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20".

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисовой И.А. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления