Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 46-АПГ18-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 июля 2018 г. N 46-АПГ18-11

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗплюс" на решение Самарского областного суда от 1 марта 2018 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании не действующим со дня принятия пункта 6073 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

В пункт 6073 указанного перечня включен принадлежащий на праве собственности административному истцу нежилой комплекс с кадастровым номером 63:04:0401002:615, площадью 2281 кв. м, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Кирова, 86.

Общество с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗплюс" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2017 года пункта 6073 Перечня, указав в обоснование заявленных требований, что данный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в оспариваемый пункт Перечня противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Решением Самарского областного суда от 1 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗплюс" отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Самарской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

К таким объектам недвижимости Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, относит административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд исходил из того, что коль скоро в ходе судебного разбирательства фактическое использование имущественного комплекса в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры подтверждено, то правовых оснований для исключения названного объекта недвижимости из оспариваемого пункта Перечня, включенного в него на основании сведений из ЕГРН и документов технического учета как предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеется.

В подтверждение своих выводов суд сослался на сведения из ЕГРЮЛ, где указан основной вид деятельности общества - торговля, и на акт осмотра нежилого комплекса от 26 февраля 2018 года, в котором к офисам отнесены помещения в здании площадью 101,7 кв. м, а к офисной инфраструктуре - асфальтированная площадка площадью 1227,7 кв. м, что составляет более 20% всего имущественного комплекса.

Между тем судом первой инстанции не учтено, что в отношении данного объекта недвижимости в 2016 году не проводились мероприятия по обследованию имущественного комплекса с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2017 год.

Проведенное 26 февраля 2018 года Государственным казенным учреждением "Региональный центр недвижимости" по поручению Министерства имущественных отношений такое обследование в силу положений пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 15 постановления Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года N 402 "Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" учитывается на последующий налоговый период и не может достоверно свидетельствовать о том, что в прошлом (более чем год назад) имущественный комплекс фактически использовался для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Не может свидетельствовать об этом и основной вид деятельности ООО "АВТОГАЗплюс", указанный в ЕГРЮЛ. Согласно уставу ООО "АВТОГАЗплюс" наряду с основным видом деятельности общество осуществляет в том числе деятельность по выполнению проектных и подрядных работ по реконструкции газификации коммунально-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, по обеспечению перевозок сжиженных нефтяных газов собственным транспортом, по строительно-монтажным и ремонтно-строительным работам, по производству и установке газовой техники и запасных частей, по производству сельскохозяйственной продукции, по сбору, переработке и реализации вторичных ресурсов, в том числе деловых отходов и бытовых отходов, по строительству зданий и сооружений производственного и жилищного направления.

При этом вопреки выводам суда об использовании более 20% площади имущественного комплекса в целях размещения офисов (кабинеты площадью 101,7 кв. м) и сопутствующей офисной инфраструктуры (асфальтированная площадка площадью 1227,7 кв. м) в материалах дела имеется акт кадастрового инженера от 17 ноября 2017 года, согласно которому на первом этаже здания расположены кабинет (приемная) N 20, 21, на втором этаже кабинеты директора общества, заместителя директора, секретаря, главного бухгалтера, бухгалтерии и помещение архива, а согласно объяснению административного истца асфальтированная площадка используется сотрудниками не в качестве парковки, а лишь для обеспечения хозяйственных нужд; данная площадка отделена от основного здания, доступ на ее территорию ограничен. Кроме того, согласно технической документации асфальтированная площадка не отнесена к парковке, специально не обозначена, не обустроена и не оборудована.

При таких данных, учитывая изложенное, а также то, что нежилой комплекс с кадастровым номером 63:04:0401002:615 расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого (под производственную базу) не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а сам объект недвижимости, состоящий из: бытовой канализации (101,49 п. м); тепловых сетей (113,75 п. м); хозпитьевого водопровода (90,48 п. м); воздушной кабельной линии (239,4 п. м); воздушной телефонной линии (14 п. м); асфальтированной площадкой (1227,7 кв. м); административного здания с гаражом-стоянкой на 4 автомашины (652,3 кв. м), включающего в себя помещения следующего наименования: гаражи, вентиляционные камеры, электрощитовая, узел управления, бытовки, раздевалки, кабинеты, туалеты, душевую, коридор, лестничные клетки, тамбур, комнату отдыха, балкон, не предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, Судебная коллегия полагает, что требования общества с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗплюс" о признании не действующим с 1 января 2017 года пункта 6073 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 1 марта 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявленные обществом с ограниченной ответственностью "АВТОГАЗплюс" требования удовлетворить.

Признать не действующим с 1 января 2017 года пункт 6073 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления