Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.12.2018 N 55-АПГ18-38

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 декабря 2018 г. N 55-АПГ18-38

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании не действующим в части абзаца первого пункта 1 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия (приложение N 3 к Закону Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия") по апелляционным жалобам Верховного Совета Республики Хакасия и Главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июля 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения прокурора Республики Хакасия Батура Ю.И., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

28 февраля 2006 года принят Закон Республики Хакасия N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" (далее также - Закон Республики Хакасия N 9-ЗРХ), официально опубликованный в печатном издании "Вестник Хакасии" 9 марта 2006 года, N 12.

Названный закон, как указано в его части 1 статьи 1, регулирует отношения, связанные с замещением государственных должностей Республики Хакасия, организацией государственной гражданской службы Республики Хакасия, основами правового положения лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, и государственных гражданских служащих Республики Хакасия.

Согласно части 3 статьи 12 Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ, лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия, устанавливаются ежемесячные доплаты к государственной или страховой пенсии.

С учетом положений части 1 статьи 12 Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ право на ежемесячные доплаты к государственной или страховой пенсии распространяется также на лиц, замещавших должность Главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия.

Приложением N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ является Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия (далее также - Приложение N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 указанного Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ (в редакции Законов Республики Хакасия от 29 апреля 2013 года N 32-3РХ и от 14 июля 2015 года N 71-ЗРХ) лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или страховой пенсии.

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал приведенные положения абзаца первого пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ по основанию противоречия данных положений федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июля 2018 года административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворено, оспариваемая норма признана не действующей в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии имеют лица, замещавшие должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также лица, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В апелляционных жалобах Верховный Совет Республики Хакасия и Глава Республики Хакасия - председатель Правительства Республики Хакасия, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просят об отмене судебного акта, указывая на нарушение судом норм материального права.

Представители Верховного Совета Республики Хакасия и Главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным на то органом в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Признавая оспариваемую норму недействующей, суд исходил из того, что она не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Предусмотренные оспариваемой нормой гарантии для перечисленных в ней лиц, по мнению суда, приняты с нарушением пределов полномочий субъекта Российской Федерации, необоснованно расширившего круг лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе, в отношении которых могут быть установлены дополнительные гарантии в связи с прекращением полномочий указанных лиц.

При этом суд правомерно сослался на положения пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом указав, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в силу положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Как усматривается из положений оспариваемого абзаца первого пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ, данной нормой определен круг лиц, которым предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде доплат к пенсиям. К ним отнесены лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, а также лица, замещавшие должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.

Размер ежемесячных доплат определен в абзаце втором пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ. Ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Хакасия от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов, свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного содержания.

На федеральном уровне вопрос социальных гарантий лицам, замещавшим государственный должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы урегулирован в Указе Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы".

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854) лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Таким образом, вышеуказанным лицам предусмотрена возможность установления ежемесячной доплаты только к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо к досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно пункту 10 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Однако в данном случае, как правильно указал суд, законодательный орган Республики Хакасия оспариваемой нормой предусмотрел право на ежемесячную доплату перечисленным лицам к любой государственной пенсии, независимо от возраста лиц, замещавших указанные должности.

При этом административный ответчик не учел вышеуказанные рекомендации, содержащиеся в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854, о возможности органу государственной власти субъекта Российской Федерации и органу местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа, право субъекта Российской Федерации устанавливать иной, больший объем социальных гарантий для перечисленных в нем лиц, по сравнению с названными гарантиями, установленными данным Указом, Указ не содержит.

Поэтому вывод суда о превышении полномочий административным ответчиком в указанной части является правильным.

При этом административный ответчик также не учел, что согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

А в части 1.1 той же статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 184-ФЗ, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего федерального закона.

Кроме того, аналогично данной категории лиц решен вопрос назначения пенсии за выслугу лет и в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для федеральных государственных гражданских служащих, пунктом 1 которой предусмотрено право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта). При этом увольнение по основаниям, указанным в пунктах 13 - 14 части 1 статьи 33 названного федерального закона, к числу которых относятся увольнение в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, нарушением запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего федерального закона, не предполагает назначение пенсии за выслугу лет.

Учитывая, что согласно статье 6 вышеназванного федерального закона N 79-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, то можно сделать вывод о том, в данном случае указанные принципы и условия административным ответчиком не соблюдены.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что оспариваемой нормой Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ расширен круг лиц, замещавших названные должности, которым устанавливаются социальные гарантии в связи с прекращением их полномочий.

Апелляционные жалобы не содержат доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, влекущих отмену судебного решения.

Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Верховного Совета Республики Хакасия и Главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления