Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 74-АПГ18-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 сентября 2018 г. N 74-АПГ18-22

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии от 1 августа 2018 года N 62/11-6 "О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по апелляционным жалобам Политической партии "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) Яшинова А.В., Политической партии "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" Брижанина В.В., заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС N 1366-V "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) (далее - ЦИК РС (Я)) от 16 июля 2018 года N 54/4-6 заверен республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", в количестве 65 человек.

Постановлением ЦИК РС (Я) от 1 августа 2018 года N 62/11-6 зарегистрирован республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу".

Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления ЦИК РС (Я) о регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, мотивируя тем, что из представленных в ЦИК РС (Я) документов следует, что в нарушение положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ) не исполнена обязанность кандидатов по уведомлению о том, что они не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами. При этом уведомления датированы ранее даты предоставления документов для заверения списка. Кроме того, более 10% подписей избирателей от общего количества подписей, необходимого для регистрации кандидата и отобранных для проверки, являются недействительными, поскольку ЦИК РС (Я) при проведении проверки не выявлены как минимум 90 недействительных подписей в силу того, что они собраны вне периода сбора подписей. В подписных листах на листах 8, 14, 18, 25, 38, 39, 57, 60, 61 в папке N 3 датой внесения подписи избирателем и датой внесения подписи лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, является 21 июля 2018 года. Вместе с тем эти лица не могли собирать подписи избирателей в Республике Саха (Якутия), так как в этот день находились в городе Ижевске Удмуртской Республики, что подтверждается списком лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, удостоверенным в их присутствии нотариусом города Ижевска Удмуртской Республики. Учитывая разницу во времени между Удмуртской Республикой и Республикой Саха (Якутия), отсутствие прямого авиасообщения между этими двумя республиками, время необходимое для осуществления авиаперелета из города Ижевска в город Якутск через г. Москву, а также время, необходимое для осуществления сбора подписей, административный истец полагал, что вышеуказанные подписные листы содержат недостоверные данные, в связи с чем просил признать подписи, содержащиеся в этих листах недействительными по подпунктам "з" и "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Кроме того, в подписных листах и в заявлении кандидата Амбросьева А.А. указаны сведения о судимости по части 1 статьи 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", о погашении судимости - 15 октября 2010 года. Однако судимость Амбросьева А.А. погашена 5 января 2002 года, что свидетельствует о представлении кандидатом не соответствующих действительности сведений в заявлении и подписных листах и является основанием для признания всех подписей в подписных листах недействительными по подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2018 года административное исковое заявление Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) удовлетворено.

Судом признано незаконным и отменено постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года N 62/11-6 "О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу".

Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" и Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами на указанное решение суда первой инстанции. Указывают на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права.

Относительно доводов апелляционных жалоб ЦИК РС (Я), Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) и Политической партией "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" представлены возражения.

ЦИК РС (Я) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ЦИК РС (Я)).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации данного списка, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов определен в статье 37 Федерального закона N 67-ФЗ, статье 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".

В соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 2.2 части 10 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определен перечень оснований для признания подписей недействительными. Аналогичные положения содержатся в частях 6, 7, 11, 14 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года N 43/3-6 утвержден список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) и представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей.

В указанном списке "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" отсутствует.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года N 43/2-6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва - 3168; максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов - 3485.

Избирательное объединение "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" для регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, помимо необходимых документов предоставило в ЦИК РС (Я) 23 июля 2018 года подписные листы, содержащие 3374 подписи избирателей, из которых рабочей группой для проверки выбраны путем случайной выборки 634 подписи, из которых недостоверными и недействительными признаны 15 подписей (2,36% от выбранных для проверки).

Указанное обстоятельство явилось основанием для регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого названным избирательным объединением.

Административным истцом оспорено соблюдение Избирательным объединением "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, со ссылкой на неполноту проверки подписей избирателей, проведенную ЦИК РС (Я).

Проверяя указанный довод административного истца, судом первой инстанции установлено, что в подписных листах на листах 8, 14, 18, 25, 38, 39, 57, 60, 61 в папке N 3 датой внесения подписи избирателем и датой внесения подписи лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, является 21 июля 2018 года. Вместе с тем судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей, не могли 21 июля 2018 года собирать подписи избирателей в Республике Саха (Якутия), так как в этот день находились в городе Ижевске Удмуртской Республики. Данное обстоятельство подтверждается списком лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, удостоверенным в названный день в их присутствии нотариусом города Ижевска Удмуртской Республики. При этом судом учтена разница во времени между Удмуртской Республикой и Республикой Саха (Якутия), отсутствие прямого авиасообщения между двумя этими республиками, время, необходимое для осуществления авиаперелета из города Ижевска в город Якутск через г. Москву. Доказательств, опровергающих указанные выводы суда, представителями вышеназванного избирательного объединения не представлено.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что все подписи избирателей в названных выше подписных листах на основании подпунктов "з" и "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ должны быть признаны недействительными. Общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей в папке N 3 равно 106 подписям или 16,72%.

При суммировании указанного количества недействительных подписей избирателей с подписями, признанными недействительными рабочей группой в томе N 3, общее количество недействительных подписей составит 121 или 19% от общего числа подписей, отобранных для проверки.

Соответственно, предусмотренное подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ выявление более 10% недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, необходимых для отказа в регистрации списка кандидатов, нашло свое подтверждение.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что решение о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", принято в нарушение действующего законодательства о выборах, соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.

Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся сторонами в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Политической партии "Партия Социальных Реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления