Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 63-АПГ18-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 сентября 2018 г. N 63-АПГ18-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Назаровой А.М.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа и апелляционному представлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года, которым удовлетворен административный иск Бутова В.Я. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа Смирнова Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Бутова В.Я. - Брижанина В.В., а также заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 5 июня 2018 года N 112-сд на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 1 Западный по выборам депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, от 7 августа 2018 года N 75-1 Бутову В.Я., выдвинутому политической партией "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

Не согласившись с таким решением избирательной комиссии, Бутов В.Я. обратился в суд Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением об отмене этого решения, а также о возложении на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что им были представлены в территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа все необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный документы, в том числе 74 подписных листа, содержащих 136 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения от политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу". Однако избирательная комиссия, посчитав указание слов "двадцать восьмого созыва" в наименовании законодательного (представительного) органа Ненецкого автономного округа во всех подписных листах нарушением формы подписного листа, признала все подписи избирателей недействительными и отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством достоверных подписей. По мнению заявителя, данные подписи избирателей признаны избирательной комиссией недействительными незаконно.

Решением суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года административный иск удовлетворен полностью.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней территориальная избирательная комиссия Заполярного района Ненецкого автономного округа просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Заместителем прокурора Ненецкого автономного округа принесено апелляционное представление.

Против удовлетворения апелляционной жалобы Бутовым В.Я. представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, доводы апелляционного представления и доводы возражений против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно пунктами 1 и 8 статьи 35.1 данного федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.

В силу пункта 1.2 статьи 37 названного федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 этого же федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего федерального закона.

Согласно подпунктам "в.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

На основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.

Постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 17 мая 2018 года N 44/157-7 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва" на основании пункта 8 статьи 35.1, положений статей 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положений статьи 40 Закона Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2012 года N 112-ОЗ "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" установлено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, и количество подписей, которое вправе представить кандидат в свою поддержку. В одномандатном избирательном округе N 1 Западный, число избирателей в котором составляет 4136 избирателей, необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата составляет 124 подписи избирателей, а количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, которое вправе представить кандидат, составляет не более 136 подписей избирателей.

Как видно из материалов административного дела, 29 июля 2018 года Бутовым В.Я. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный в территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа, наряду с иными документами, представлено 74 подписных листа, содержащих 136 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения от политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" (от одной до двух подписей на каждом подписном листе), прошитых и пронумерованных в одном томе.

Согласно заключению рабочей группы о результатах проверки документов и сведений для регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва Бутова В.Я. от 6 августа 2018 года территориальная избирательная комиссия Заполярного района Ненецкого автономного округа признала недействительными все 136 подписей избирателей, содержащихся в 74 подписных листах, представленных Бутовым В.Я., на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Установив изложенные обстоятельства на основании итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Бутова В.Я. от 6 августа 2018 года, ведомостей проверки подписных листов от 6 августа 2018 года, заключения рабочей группы от 6 августа 2018 года, иных представленных Бутовым В.Я. документов, территориальная избирательная комиссия Заполярного района Ненецкого автономного округа оспариваемым по настоящему административному делу постановлением отказала Бутову В.Я. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изложенные в оспариваемом постановлении избирательной комиссии доводы о наличии оснований для отказа Бутову В.Я. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный противоречат положениям законодательства Российской Федерации о выборах.

С таким выводом суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным избирательным округам предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положениями статьи 41 Закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа".

В частности, пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются согласно приложению N 5 к этому федеральному закону.

Суд первой инстанции установил и из материалов административного дела видно, что 29 июля 2018 года кандидат в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный Бутов В.Я. представил в территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа 74 подписных листа, содержащих 136 подписей избирателей, оформление и содержание которых соответствует названному приложению N 5 к федеральному закону.

Во всех представленных Бутовым В.Я. подписных листах, в их верхней части, в строке о наименовании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации указано следующее: "Собрание депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва". Данное обстоятельство повлекло признание всех подписей избирателей недействительными и отказ в регистрации кандидата.

Проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указание в подписных листах, в строке о наименовании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, более подробной информации, касающейся порядкового номера созыва Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.

Вопреки доводам административного ответчика факты изготовления подписных листов для кандидата Бутова В.Я. обществом с ограниченной ответственностью "Новация" и оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата Бутова В.Я. до начала сбора подписей подтверждаются материалами административного дела, поэтому суд первой инстанции обоснованно признал данные доводы несостоятельными. Из Закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" следует, что кандидат обязан представить документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (пункт 3 части 1 статьи 42). Суд обоснованно отклонил другие доводы административного ответчика со ссылкой на то, что обязанности по предоставлению в избирательную комиссию совместно с первым финансовым отчетом копии договора на изготовление подписных листов, акта приема-передачи подписных листов и подтверждении, таким образом, факта оплаты изготовления подписных листов иными документами ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Закон Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" на кандидата не возлагает.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление избирательной комиссии является незаконным и в этой связи подлежит отмене, является правильным. Обжалуемое решение суда Ненецкого автономного округа в изложенной выше части является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы в этой части не могут служить поводом для отмены состоявшегося решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права.

Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом первой инстанции на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа не могла быть возложена обязанность зарегистрировать Бутова В.Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный, поскольку постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/313-7 "О рассмотрении протеста заместителя прокурора Ненецкого автономного округа от 7 августа 2018 N 7-15/2-2018/3609" постановление Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года N 58/262-7, которым зарегистрированы уполномоченные представители политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" Брижанин В.В. и Ляпунов Л.Д., отменено с аннулированием удостоверений уполномоченных представителей данного избирательного объединения, о чем суду до принятия обжалуемого решения суда при надлежащем решении задач административного судопроизводства и реализации принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда должно было быть известно.

Таким образом, судом первой инстанции не были приняты предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела с учетом закрепленного в пункте 7 статьи 6 указанного кодекса принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Руководствуясь приведенными положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении вопроса о возложении на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Бутова В.Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный суд первой инстанции обязан был убедиться в отсутствии других обстоятельств, способных повлиять на принятие территориальной избирательной комиссией Заполярного района Ненецкого автономного округа того или иного решения по вопросу о регистрации Бутова В.Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный, поскольку до принятия обжалуемого решения суда к производству суда Ненецкого автономного округа было принято административное исковое заявление политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" об оспаривании названного выше постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 8 августа 2018 года N 70/313-7.

Между тем факт наличия постановления Избирательной комиссии от 8 августа 2018 года N 70/313-7 об отмене постановления Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года N 58/262-7, которым зарегистрированы уполномоченные представители политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", суд первой инстанции не учел.

При этом в случае наличия названного выше обстоятельства, установленного при проявлении своей активной роли, суду первой инстанции согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следовало возложить на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Бутова В.Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

Таким образом, суд первой инстанции в нарушение положений законодательства о выборах, согласно которым регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке, возложил на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в депутаты при существовании до принятия обжалуемого решения суда обстоятельств, способных повлиять на принятие избирательной комиссией того или иного решения по вопросу о регистрации кандидата, подлежащего разрешению с учетом положений статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и предметом рассмотрения по настоящему делу не являвшихся.

На основании изложенного обжалуемое решение суда Ненецкого автономного округа в части возложения на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Бутова В.Я. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении указанного административного искового требования.

Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Руководствуясь приведенным положением Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, принимая новое решение по настоящему административному делу и учитывая, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, считает необходимым возложить на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Бутова Владимира Яковлевича кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года отменить в части возложения на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанности зарегистрировать Бутова Владимира Яковлевича кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

В данной части принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении указанного административного искового требования Бутова В.Я. отказать.

Возложить на территориальную избирательную комиссию Заполярного района Ненецкого автономного округа обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Бутова Владимира Яковлевича кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Западный.

Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.

В остальной части решение суда Ненецкого автономного округа от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии Заполярного района Ненецкого автономного округа и апелляционное представление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления