Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2018 N 66-АПГ18-40

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-40

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Городовой Ю.В. на решение Иркутского областного суда от 10 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии о регистрации Дикусаровой Н.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей Городовой Ю.В. - Посталакия А.С. и Чекуновой С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Дикусаровой Н.И. - Прокофьева М.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года N 632-ЗС на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.

Решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 26 июля 2018 года N 199/2810 Дикусарова Н.И., выдвинутая Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18.

Не согласившись с таким решением, Городова Ю.В., выдвинутая региональным отделением в Иркутской области политической партии "Гражданская платформа" и зарегистрированная кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по тому же избирательному округу, обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об отмене данного решения. В обоснование своего требования заявитель утверждал следующее.

Дикусарова Н.И. является депутатом Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, в связи с чем, не вправе использовать преимущества своего должностного положения при проведении своей избирательной кампании.

На территории одномандатного избирательного округа N 18 зарегистрировано 6 кандидатов. При этом выступления на мероприятиях, организованных органами местного самоуправления, осуществляла только Дикусарова Н.И. Также только Дикусарова Н.И. публикуется на сайте органа местного самоуправления и на сайте Законодательного Собрания Иркутской области, где размещена информация, положительно характеризующая Дикусарову Н.И. При этом в нарушение регламента Законодательного Собрания Иркутской области не размещен отчет комитета, возглавляемого Дикусаровой Н.И., что говорит о том, что на сайте Законодательного Собрания Иркутской области размещается агитация за кандидата Дикусарову Н.И., а не информация о деятельности депутата Дикусаровой Н.И., предусмотренная Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области "О Законодательном Собрании Иркутской области" и регламентом Законодательного Собрания Иркутской области. Ни у одного из других 5-ти кандидатов такой возможности нет.

Кроме того, Дикусарова Н.И. участвовала в проведении следующих публичных мероприятий, где выступала перед собравшимися жителями с поздравительными, приветственными речами: 13 июля 2018 года - на съезде туристов Чунского района, 14 июля 2018 года - в праздновании в поселке Квиток, 21 июля 2018 года - в праздновании спартакиады, посвященной 80-летию Тайшета, 28 июля 2018 года - в праздновании дня города Тайшета на Юбилейной площади, 28 июля 2018 года - в праздновании дня города Тайшета в доме культуры Юбилейный, 28 июля 2018 года - на праздновании Дня города Бирюсинска.

Указанные публичные мероприятия были организованы муниципальными органами. Перечисленные населенные пункты входят в состав одномандатного избирательного округа N 18.

Поздравляя собравшихся на публичных мероприятиях граждан, Дикусарова Н.И. желала им всем всего хорошего, городам - развития. Говорила о том, что желает работать дальше и помогать. На Дне города Бирюсинска ведущий благодарил кандидата, депутата Дикусарову Н.И. за ее дела, сделав, своего рода, отчет о деятельности кандидата и формируя положительный образ в отсутствие иных кандидатов.

Заявитель считает, что приведенные высказывания Дикусаровой Н.И. с разными пожеланиями в различных сферах жизни всем присутствовавшим на публичных мероприятиях жителям названных населенных пунктов, совмещенные с поздравлениями, однозначно являются деятельностью, способствующей созданию положительного отношения присутствующих на публичных мероприятиях жителей к поздравляющему, то есть к Дикусаровой Н.И.

Выступления Дикусаровой Н.И. явно носили характер деятельности, способствующей созданию у потенциальных избирателей положительного отношения к ней именно как к кандидату в депутаты, и были направлены на формирование такого отношения к ней потенциальных избирателей, что федеральным законом расценивается как предвыборная агитация.

Замещая выборную государственную должность, Дикусарова Н.И. в период своей избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области семь раз на территории избирательного округа выступала с агитацией на шести различных публичных мероприятиях, организованных муниципальными органами, тем самым нарушила запрет, установленный федеральным законом, то есть неоднократно использовала при проведении своей избирательной кампании преимущества своего служебного положения.

Дикусарова Н.И. не тратила средства избирательного фонда на транспортные расходы, расходы по проживанию, расходы на нотариуса, расходы на сотовую связь, аренду помещения для целей ведения предвыборной агитации, при этом подготовила документы для выдвижения и регистрации. Таким образом, Дикусарова Н.И., находясь в официальной командировке, использовала преимущества должностного и служебного положения, а именно: расходы на проезд (адрес места жительства кандидата находится в городе Иркутске), проживание и сотовую связь произведены за счет средств Законодательного Собрания Иркутской области.

Документы Дикусаровой Н.И. в избирательную комиссию для выдвижения и регистрации поданы в рабочее время. В рабочее время кандидатом производилось открытие специального избирательного счета в отделении Сбербанка.

В качестве кандидата и для достижения целей избрания Дикусарова Н.И. использует сотовый телефон без соответствующей оплаты из избирательного фонда. С этого телефона она звонит в территориальную и областную избирательные комиссии, отвечает на вопросы избирателей в приложении для мобильных телефонов.

Для целей избрания Дикусарова Н.И. использует общественные приемные депутата, которые располагаются на территории избирательного округа N 18.

В период с 12 июля 2018 года обнародовано минимум 17 публикаций с упоминанием фамилии депутата и кандидата Дикусаровой Н.И. без указаний на оплату из избирательного фонда. Публикации не содержат информации о других кандидатах.

Публикация в областной газете от 1 августа 2018 года "Парламентский контроль выявил болевые точки" является отчетом о деятельности областного парламента в целом и Дикусаровой Н.И. в частности, что является нарушением федерального закона.

В приложении для мобильных телефонов Дикусарова Н.И. в ответ на обращение руководителя фонда "Сердца детей" 20 июля 2018 года сделала пожертвование в адрес фонда, об этом сообщил руководитель фонда, который затем удалил сообщение. После Дикусаровой Н.И. <...> рублей пожертвовал главный врач Чунской больницы.

Помимо этого, в день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата Дикусаровой Н.И. у нее отсутствовал документ, подтверждающий сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться (ИНН), а в заявлении место жительства кандидата указано не в полном объеме (не указано наименование района), что указывает на неполноту сведений, является нарушением федерального законодательства и самостоятельным основанием для отказа в регистрации.

Имеет место нарушение закона при регистрации Дикусаровой Н.И. в качестве кандидата в депутаты и на том основании, что Дикусарова Н.И. представила в Тайшетскую территориальную избирательную комиссию ненадлежащим образом оформленную справку о принадлежности кандидата к политической партии, не подписанную уполномоченным лицом партии, так как она подписана секретарем регионального отделения, а должна быть выдана политическим советом регионального отделения.

Решением Иркутского областного суда от 10 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Городова Ю.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Против удовлетворения апелляционной жалобы Дикусаровой Н.И и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, письменных возражений против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Городова Ю.В. решение избирательной комиссии оспаривает на основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с допущенными при регистрации кандидата нарушениями положений пунктов "в", "в.1", "в.2", "з", "л" и "о" пункта 24 статьи 38 данного федерального закона, а также на основании нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1, подпунктами "а", "б", "в", "г", "е", "ж" и "з" пункта 5 статьи 40 указанного федерального закона, при этом требования об отмене регистрации кандидата на основании пункта 7 статьи 76 этого же федерального закона не заявлено.

Как предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно пункту 1 статьи 35 этого же федерального закона избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 названного федерального закона).

Порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области установлен Законом Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области".

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 30 данного закона Иркутской области на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области кандидатом может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области в соответствии со статьей 5 настоящего закона. Кандидат может быть выдвинут непосредственно либо в составе областного списка кандидатов по областному избирательному округу в соответствии с настоящим законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе областного списка кандидатов по областному избирательному округу осуществляется избирательным объединением.

Статья 32 указанного закона Иркутской области регламентирует выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам.

Согласно части 2 данной статьи при выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 55 дней до дня голосования вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 31 настоящего закона Иркутской области, представляет в Избирательную комиссию Иркутской области следующие документы: список кандидатов по одномандатным избирательным округам; решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, его письменное согласие на осуществление данной деятельности; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении соответствующего списка кандидатов; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

В силу части 6 статьи 32 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" избирательная комиссия Иркутской области в течение 3 дней со дня приема документов, указанных в части 2 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении указанного списка кандидатов либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.

Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 7 части 2 этой же статьи, несоблюдение требований к выдвижению областного списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного частью 2 статьи 31 названного закона Иркутской области, является основанием для исключения Избирательной комиссией Иркутской области соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения.

Несоблюдение требования, предусмотренного частью 6 статьи 30 названного закона Иркутской области, в случае если избирательное объединение выдвинуло по одномандатному избирательному округу более одного кандидата, влечет за собой исключение всех кандидатов, выдвинутых по данному одномандатному избирательному округу, до того, как соответствующий список кандидатов будет заверен.

На основании частей 7 - 9 статьи 32 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" решение Избирательной комиссии Иркутской области о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка либо решение Избирательной комиссии Иркутской области об отказе в заверении такого списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в части 2 статьи 31 настоящего закона Иркутской области, направляются Избирательной комиссией Иркутской области в соответствующие окружные избирательные комиссии.

Кандидаты, включенные в заверенный список, представляют в соответствующие окружные избирательные комиссии документы, указанные в частях 3(1) - 4(1) статьи 31 настоящего закона Иркутской области, в порядке, предусмотренном частями 5 - 8 статьи 31 настоящего закона Иркутской области, до истечения срока, указанного в части 9 статьи 30 настоящего закона Иркутской области. Кандидаты также вправе представить в окружную избирательную комиссию заверенные Избирательной комиссией Иркутской области копии заверенных списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.

Соответствующие окружные избирательные комиссии считаются уведомленными о выдвижении кандидатов, а кандидаты, включенные в заверенный список, считаются выдвинутыми и приобретают права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим законом Иркутской области, после представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, указанных в части 8 названной статьи.

Как предусмотрено положениями статей 23, 31, 32, 39 и 41 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", полномочия по принятию документов на выдвижение и регистрацию кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, их проверке, а также по принятию решения о регистрации или об отказе в регистрации данных кандидатов возложены на соответствующие окружные избирательные комиссии.

Из материалов административного дела видно, что 12 июля 2018 года на XX конференции Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" был выдвинут список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, согласно которому по одномандатному избирательному округу N 18 выдвинута Дикусарова Н.И.

Дикусарова Н.И. под номером 18 по одномандатному избирательному округу N 18 включена в список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по одномандатным избирательным округам, являющийся приложением к решению XX конференции Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 12 июля 2018 года.

Для заверения указанного списка уполномоченный представитель Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" представил в Избирательную комиссию Иркутской области документы, перечисленные в части 2 статьи 32 и части 1 статьи 33 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", в том числе заявление Дикусаровой Н.И. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18.

После принятия Избирательной комиссией Иркутской области постановления от 16 июля 2018 года N 13/138 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по одномандатным избирательным округам" его копия с копией заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых указанным политическим объединением, и копии заявлений кандидатов, включенных в данный список, в том числе копия заявления кандидата Дикусаровой Н.И., в соответствии с частью 7 статьи 32 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" направлены в окружные избирательные комиссии и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.

17 июля 2018 года кандидат Дикусарова Н.И. подала в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 18 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва документы, указанные в частях 3(1) - 4(1) статьи 31 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", а также предусмотренные постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2018 года N 189/1890 "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов в Законодательное Собрание Иркутской области третьего созыва".

Рассмотрев представленные документы, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных сведений, Тайшетская территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, приняла оспариваемое по настоящему административному делу решение.

Проверив доводы административного истца о непредставлении Дикусаровой Н.И. документа об ИНН, о неуказании ею в заявлении о согласии баллотироваться точного адреса места жительства, а также сведений о квалификации кандидата, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании данных доводов несостоятельными.

Из текста заявления Дикусаровой Н.И. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 18 о согласии баллотироваться следует, что при сообщении сведений о себе Дикусаровой Н.И. в составе других необходимых сведений было указано место жительства - <...>, ИНН - <...> профессиональное образование - Иркутский государственный университет, 2001 года, диплом с отличием <...>.

Анализируя положения пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 3.1 статьи 31 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление в пакете документов для регистрации кандидата копии свидетельства о присвоении ИНН не является обязательным, так как указанными выше нормами это не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться необходимо указать только реквизиты документа, в котором содержаться сведения об образовании и сведения о квалификации. Ни Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Законом Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" на кандидата не возлагается обязанность указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения о самой квалификации, которую имеет кандидат, дополнительно к указанию сведений о профессиональном образовании, наименовании организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Как было указано выше, Дикусарова Н.И. в заявлении в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 18 о согласии баллотироваться указала сведения о профессиональном образовании - Иркутский государственный университет, 2001 год, диплом с отличием <...> что, исходя из положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является достаточным.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года N 88-ОЗ "О статусе и границах муниципального образования "Город Иркутск" Иркутской области" установлено, что город Иркутск является городским округом и административным центром Иркутской области и не входит в состав какого-либо района.

В связи с этим указания района в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не требуется.

При проверке довода административного истца о представлении Дикусаровой Н.И. ненадлежащим образом оформленной справки о принадлежности кандидата к политической партии, не подписанной уполномоченным лицом партии, судом первой инстанции установлено, что в заявлении, адресованном в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 18, Дикусарова Н.И. дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18 избирательному объединению "Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия". Согласно подтверждению получения Тайшетской территориальной избирательной комиссией документов о выдвижении избирательным объединением кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18 от 17 июля 2018 года такая справка Дикусаровой Н.И. в избирательную комиссию была представлена.

Статьей 13.8.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" предусмотрено, что региональный политический совет является постоянно действующим коллегиальным органом регионального отделения партии в период между конференциями, избирается конференцией тайным голосованием сроком на пять лет.

Статьями 13.8.2 и 13.8.4 указанного устава предусмотрено, что региональный политический совет осуществляет права юридического лица от имени регионального отделения партии и исполняет его обязанности в соответствии с уставом партии, руководство регионального политического совета осуществляет секретарь регионального отделения партии.

Из представленных суду первой инстанции Тайшетской территориальной избирательной комиссией документов о выдвижении кандидата Дикусаровой Н.И. следует, что ею была представлена справка от 12 июля 2018 года о том, что она является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", членом регионального политического совета Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", секретарем первичного отделения N 15.8 Иркутского городского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Данная справка подписана секретарем Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".

Согласно части 2 статьи 32 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Форма такой справки и обязанность ее представления предусмотрены постановлением Избирательной комиссии Иркутской области "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов в Законодательное Собрание Иркутской области третьего созыва".

Справка о принадлежности Дикусаровой Н.И. к Всероссийской политической партии "Единая Россия" соответствует установленной форме, подписана надлежащим должностным лицом партии - секретарем регионального отделения, который согласно Уставу партии возглавляет региональный политический совет Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", содержит полную и достоверную информацию о членстве Дикусаровой Н.И. во Всероссийской политической партии "Единая Россия", которая также подтверждается другими представленными документами, в частности, решением XX конференции Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 12 июля 2018 года о выдвижении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, согласно которому по одномандатному избирательному округу N 18 выдвинута Дикусарова Н.И., а также постановлением Избирательной комиссией Иркутской области от 16 июля 2018 года N 13/138 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по одномандатным избирательным округам", его копией с копией заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых указанным избирательным объединением.

По изложенным выше основаниям довод административного истца о представлении Дикусаровой Н.И. ненадлежащим образом оформленной справки о принадлежности кандидата к политической партии, не подписанной уполномоченным лицом партии, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным.

Отклоняя доводы административного истца об использовании кандидатом Дикусаровой Н.И. при проведении своей избирательной кампании преимуществ своего положения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при рассмотрении и разрешении административного дела нарушений кандидатом Дикусаровой Н.И. ограничений, связанных с должностным или служебным положением, регламентированных положениями статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не установлено. Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в обжалуемом решении суда. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда полностью согласилась.

В частности, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований не согласиться с суждениями суда первой инстанции о том, что публичное выступление Дикусаровой Н.И. и публикации, размещенные в печатных изданиях, не носили агитационного характера, а были связаны с осуществлением Дикусаровой Н.И. своих депутатских полномочий и выполнением своих обязанностей перед избирателями.

Проверив довод административного истца о подкупе Дикусаровой Н.И. избирателей тем, что, по утверждению административного истца, в приложении для мобильных телефонов Дикусарова Н.И. в ответ на обращение руководителя фонда "Сердца детей" 20 июля 2018 года сделала пожертвование в адрес фонда, о чем сообщил руководитель фонда, который затем удалил сообщение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности указанного обстоятельства, поскольку факт существования фонда с наименованием "Сердца детей" административным истцом суду не представлен, как и отношение к этому фонду физического лица, названного им в качестве руководителя; представитель административного истца в судебном заседании не подтвердил факт осуществления Дикусаровой Н.И. каких-либо благотворительных взносов в этот фонд в проверяемый период; кроме того, доказательства относимости такого взноса, если он и имел место, к избирательной кампании кандидата Дикусаровой Н.И. суду не представлены, цель подкупа избирателей административным истцом и его представителем суду не доказана, как и не доказаны признаки подкупа избирателей, указанные в части 2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, признании незаконным и отмене оспариваемого решения избирательной комиссии является правильным, поскольку обстоятельства нарушения порядка выдвижения и регистрации кандидата Дикусаровой Н.И., неоднократного использования ею преимуществ своего положения в исследуемый период, подкупа избирателей подтверждения при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела не нашли.

Обжалуемое решение Иркутского областного суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, полностью повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городовой Ю.В. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления