ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 сентября 2017 г. N 22-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 16 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 2 августа 2017 года N 27/247-6 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания шестого созыва, выдвинутого по единому республиканскому избирательному округу Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения председателя Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Сидакова А.К. и представителя данного избирательного объединения Сюзюмова А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Парламента Республики Северная Осетия - Алания от 8 июня 2017 года N 1163/61-5 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания шестого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 13 июля 2017 года N 22/193-6 заверен список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания шестого созыва, выдвинутый по единому республиканскому избирательному округу Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в количестве 21 человека.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 19 июля 2017 года N 23/218-6 из заверенного списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания шестого созыва, выдвинутого по единому республиканскому избирательному округу Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", исключены 7 человек.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 2 августа 2017 года N 27/247-6 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания шестого созыва, выдвинутого по единому республиканскому избирательному округу Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Северо-Осетинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило отменить указанное постановление об отказе в регистрации списка кандидатов и возложить на Центральную избирательную комиссию Республики Северная Осетия - Алания обязанность зарегистрировать список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания шестого созыва, выдвинутый по единому республиканскому избирательному округу Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на незаконность признания недействительными 391 подписи избирателей ввиду незаверения уполномоченным представителем избирательного объединения подписных листов, так как подписные листы сброшюрованы и пронумерованы в три книги, каждая из которых заверена надлежащим образом, а также на то, что в итоговом протоколе проверки подписных листов имеется ссылка на пункт 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2006 года N 69-РЗ "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания", в то время как обстоятельств, являющихся в соответствии с названным пунктом основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, избирательной комиссией не выявлено.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 16 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Северо-Осетинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" просит указанное решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия - Алания, прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 этого же федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который к числу недействительных подписей относит, среди прочих, подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным федеральным законом (подпункт "г"); подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи (подпункт "е"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт "з"); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт "н").
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения содержат и части 5, 8, пункты 3, 5, 7, 12 части 9 статьи 41, пункт 12 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 14 июня 2017 года N 12/113-6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов, - 2614; максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов, - 2875; установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей в подписных листах, представленных для регистрации списка кандидатов.
Судом первой инстанции установлено, что 26 июля 2017 года Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в Центральную избирательную комиссию Республики Северная Осетия - Алания представлены подписные листы, содержащие 2 782 подписи избирателей, все подписи избирателей проверены рабочей группой избирательной комиссии.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 29 июля 2017 года в результате проверки подписных листов, представленных региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", 565 подписей избирателей (20,3% от общего количества проверенных подписей избирателей) признаны недостоверными и недействительными, в том числе, по следующим основаниям: подпись избирателя выполнена другим лицом (2 подписи); нет или неполные паспортные данные избирателя (1 подпись); нет или неполный адрес места жительства избирателя (1 подпись); дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно (194 подписи); подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа уполномоченным представителем избирательного объединения (17 подписей); подписной лист не заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения (372 подписи).
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого Северо-Осетинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проверил обоснованность отнесения подписей избирателей к недостоверным и недействительным, учел результаты почерковедческих исследований эксперта Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что действия избирательной комиссии, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением, в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Установив, что общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составило 565 подписей, что превышает 10% от общего числа проверенных подписей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов административного истца о наличии оснований для отмены решения об отказе в регистрации вышеназванного списка кандидатов в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости заверения уполномоченным представителем избирательного объединения каждого подписного листа, в том числе и в случае, когда папки с подписными листами прошиты, пронумерованы и заверены уполномоченным представителем избирательного объединения, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении пункта 13 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о намеренном введении в заблуждение представителями избирательной комиссии уполномоченного представителя регионального отделения партии относительно порядка заверения подписных листов Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отклоняется, поскольку данное обстоятельство не опровергает вывод суда первой инстанции о недействительности 372 подписей ввиду незаверения подписных листов подписью уполномоченного представителя избирательного объединения.
Доводы Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в остальной части сводятся к допущению дискриминационных мер в его отношении, выразившихся, в том числе, в создании препятствий к проставлению заверительных подписей уполномоченным представителем избирательного объединения на каждом подписном листе, и правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на показания эксперта Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания, допрошенного в качестве свидетеля, о недостоверности результатов проведенной им проверки подписей, не соответствуют действительности и опровергаются протоколом судебного заседания.
Ссылка на пункт 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" в итоговом протоколе проверки подписных листов, в то время как обстоятельств, являющихся в соответствии с названным пунктом основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, избирательной комиссией не выявлено, сама по себе не может служить поводом для отмены оспариваемого постановления избирательной комиссии, поскольку, как установлено судом, основания для отказа в регистрации списка кандидатов имелись, и ссылки на нормы законы, содержащие данные основания, в итоговом протоколе проверки подписных листов и оспариваемом постановлении избирательной комиссии указаны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------