ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 июля 2018 г. N 81-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федоровой Светланы Геннадьевны о признании недействующим пункта 2.1 Положения о земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 23 ноября 2016 года N 18 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28 ноября 2014 года N 123 "О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения" по апелляционной жалобе Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения на решение Кемеровского областного суда от 5 февраля 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Федоровой С.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Крючковой Ю.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Советом народных депутатов Шабановского сельского поселения 28 ноября 2014 года принято решение N 123 "О земельном налоге на территории Шабановского сельского поселения" (далее - Решение от 28 ноября 2014 года), которым утверждено Положение о земельном налоге на территории указанного сельского поселения (далее - Положение о земельном налоге), установившее в статье 2 ставки земельного налога в том числе в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац седьмой пункта 2.1).
Решением названного органа местного самоуправления от 24 марта 2015 года N 130 (далее - Решение от 24 марта 2015 года) статья 2 Положения о земельном налоге дополнена нормой об установлении ставки земельного налога 0,0245 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям промышленности.
Решением этого же органа от 23 ноября 2016 года N 18 (далее - Решение от 23 ноября 2016 года), опубликованным 25 ноября 2016 года в газете "Наша Знаменка" Шабановского сельского поселения, N 47 (827), в Решение от 28 ноября 2014 года внесены изменения, Положение о земельном налоге утверждено в новой редакции, в частности в пункте 2.1 статьи 2 установлена ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 процента.
Решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 28 декабря 2017 года N 11 (далее - Решение от 28 декабря 2017 года), опубликованным 29 декабря 2017 года в газете "Наша Знаменка", N 52 (884), вступившим в силу 29 января 2018 года, в пункт 3 Решения от 23 ноября 2016 года внесены изменения, которыми предусмотрено распространение действия решения на правоотношения, возникающие с 1 января 2017 года.
Федорова С.Г., собственник земельного участка, расположенного по адресу: <...> (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для промышленного использования) обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточненных требований и отказа от требования о признании недействующим Решения от 28 декабря 2017 года, принятого определением суда от 5 февраля 2018 года, просила признать не действующим со дня принятия пункт 2.1 Положения о земельном налоге (в редакции Решения от 23 ноября 2016 года) в части установления ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в какой указанная норма распространяет действие установленной ставки налога на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, ввиду его несоответствия нормам, содержащимся в пунктах 1, 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению административного истца, установлением ставки земельного налога в размере 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка для всех иных категорий земель нарушены ее права, как собственника земельного участка, расположенного на территории Шабановского сельского поселения, поскольку налоговая ставка необоснованно завышена до предельной.
Решением Кемеровского областного суда от 5 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены, признан не действующим со дня принятия пункт 2.1 Положения о земельном налоге в части установления ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в какой указанная норма распространяет действие установленной ставки налога на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В апелляционной жалобе Совет народных депутатов Шабановского сельского поселения просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и прокуратурой Кемеровской области представлены возражения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного решения суда.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается поименованным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2).
В силу предписаний статьи 21 Устава муниципального образования Шабановское сельское поселение, утвержденного в новой редакции решением Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения от 10 июня 2016 года N 11, вопрос об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов находится в исключительной компетенции Совета народных депутатов, который в соответствии со статьей 45 Устава по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, принимает решения, подлежащие подписанию и опубликованию главой поселения.
Исходя из приведенных правовых норм, суд первой инстанции верно указал, что Решение от 23 ноября 2016 года принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.
Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 названного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Федеральный законодатель, предоставив право определять налоговые ставки земельного налога представительным органам муниципальных образований, одновременно в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установил их предельные размеры: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 1), и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункт 2).
Как верно указал суд, в приведенных нормах фактически содержится запрет на определение налоговой ставки сверх указанного размера.
Поскольку оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом в отношении прочих земель налоговая ставка установлена в размере, не превышающем 1,5 процента, суд констатировал, что размер налоговой ставки установлен в пределах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, сопоставив пункт 2.1 Положения о земельном налоге в первоначальной редакции и в последующих редакциях, установив, что в 2015 году размер земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, исходя из установленной ставки 0,0245 процента для земель промышленности составлял 32 050 рублей, а рассчитанный налоговым органом на основании указанного пункта в действующей редакции его размер за налоговый период 2016 года составил 2 140 723 рубля, суд первой инстанции правомерно пришел к заключению о несоответствии оспариваемой нормы предписаниям статей 3 и 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 3 упомянутого кодекса, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
По смыслу приведенной нормы, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без определения которого налог не считается установленным (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), должна иметь экономическое обоснование.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, административный ответчик не представил доказательств экономической обоснованности установленного оспариваемым нормативным правовым актом земельного налога в размере предельно допустимой ставки, не привел конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что предельный размер ставки установлен не произвольно, а с учетом объективных критериев.
Как следует из представленных в материалы дела протоколов заседаний Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения, на которых принимались решения об установлении налоговой ставки земельного налога, вопрос об экономическом обосновании ее размера в отношении земель промышленности не обсуждался, чего не отрицал представитель административного ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Статья 57 Конституции Российской Федерации, возлагая на граждан и организации одну из важнейших конституционных обязанностей платить законно установленные налоги и сборы, вместе с тем гарантирует им защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными.
Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральными законами.
Если нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса Российской Федерации, он признается ему не соответствующим (подпункт 9 пункта 1 и пункт 2 статьи 6 названного кодекса).
При таком положении суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт не нарушает права административного истца, поскольку Решение от 24 марта 2015 года, установившее ставку налога для земель промышленности в размере 0,0245 процента, не подлежало применению в силу отсутствия его опубликования, обоснованно отклонена судом первой инстанции как не имеющая правового значения по настоящему административному делу.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, следовательно, не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Кемеровского областного суда от 5 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов Шабановского сельского поселения - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------