ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 апреля 2018 г. N 73-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Нефедова О.Н. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело с использованием систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" о признании не действующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28 декабря 2016 г. N 1/56 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2017 год"
по апелляционным жалобам публичного акционерного общества "МРСК Сибири", акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества "МРСК Сибири" по доверенности Цыбиковой С.С., представителя акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" по доверенности Горюновой М.Л., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия по доверенности Сулаева В.Н., представителя акционерного общества "Читаэнергосбыт" по доверенности Барышевой А.В., представителя общества с ограниченной ответственностью "Нетрон" по доверенности Тугаринова Г.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба, регулирующий орган) приказом от 28 декабря 2016 г. N 1/56 (далее - Приказ N 1/56) установила на 2017 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями.
Акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (далее - АО "Улан-Удэ Энерго", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа N 1/56 в части пунктов 29 - 31 приложения к приказу, устанавливающих индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Нетрон" (далее - ООО "Нетрон"), обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - ООО "Энергоресурс") и обществом с ограниченной ответственностью "Энком" (далее - ООО "Энком").
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отсутствие оснований для установления оспариваемых индивидуальных тарифов, поскольку между обществом и названными сетевыми организациями не заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, отсутствуют акты разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности сторон, не определены взаимные точки присоединения, что, по мнению АО "Улан-Удэ Энерго", исключает переток электрической энергии из сетей общества в сети ООО "Нетрон", ООО "Энергоресурс" и ООО "Энком". АО "Улан-Удэ Энерго" указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на получение от указанных сетевых организаций компенсации недостатка необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционных жалобах АО "Улан-Удэ Энерго" и заинтересованное лицо - публичное акционерное общество "МРСК Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") просят отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, поскольку индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии не могут быть установлены на основании заявления только одной сетевой организации, при этом наличие договорных отношений между смежными сетевыми организациями для установления тарифов является обязательным. В обоснование своих доводов также указывают, что суду не представлены доказательства фактического отпуска электрической энергии в сеть ООО "Нетрон", ООО "Энергоресурс" и ООО "Энком" из сети общества.
Служба, прокуратура Республики Бурятия, ООО "Нетрон" и ООО "Энком" представили возражения на апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию в том числе путем установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1 пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, Приказ N 1/56 принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.2, 3.8, 6.2, подпункт 6.3.4 пункта 6.3 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 г. N 29), 28 декабря 2016 г. размещен на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия (www.egov-buryatia.ru), зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 29 февраля 2016 г.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования, пунктам 49 и 52 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 52 Методических рекомендаций регулирующий орган одновременно устанавливает двухставочные и одноставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по напряжениям.
Ставка на содержание электрических сетей, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы рассчитывается как отношение избытка (недостатка) средств, относимого на содержание сетей, к произведению суммарной величины присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВА (МВт) и числа месяцев в периоде регулирования.
Ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с организацией - получателем платы является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации определяется как отношение потерь электроэнергии к суммарному сальдированному перетоку электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт.ч.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования цен основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Такие критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 (далее - Критерии ТСО).
Согласно пунктам 12, 17, 20, 22, 23, 25, 28 Правил регулирования цен тарифы в сфере электроэнергетики устанавливаются, в том числе на основе заявления регулируемой организации с прилагаемыми обосновывающими материалами. Регулирующий орган проводит экспертизу заявления организаций об установлении тарифов, по результатам которой подготавливает экспертное заключение. Заключение регулирующего органа помимо прочего должно содержать оценку достоверности данных, приведенных в предложении, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования, а также анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. На основе данного заключения принимается решение об установлении тарифов.
Как усматривается из материалов дела, АО "Улан-Удэ Энерго" является вышестоящей сетевой организацией по отношению к ООО "Нетрон", ООО "Энергоресурс" и ООО "Энком".
Согласно протоколу заседания Коллегии Службы от 28 декабря 2016 г. N 1/56, экспертным заключениям регулирующего органа ООО "Энком", ООО "Нетрон" и ООО "Энергоресурс" соответствуют Критериям ТСО, размер НВВ указанных территориальных сетевых организаций на 2017 г. рассчитан на основе имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования. Поскольку ООО "Энком", ООО "Нетрон" и ООО "Энергоресурс" не представили в регулирующий орган договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с АО "Улан-Удэ Энерго" Служба рассчитала размер оспариваемых тарифов исходя из плановых объемов электропотребления (мощности) и перечня точек поставки электрической энергии из сетей этих сетевых организаций потребителям акционерного общества "Читаэнергосбыт", которое является гарантирующим поставщиком, данных о заявленной мощности потребителей, сальдоперетоке из сетей АО "Улан-Удэ Энерго" в другие территориальные сетевые организации, представленных административным истцом в регулирующий орган для формирования прогнозного сводного баланса на 2017 г. по формам приложения 1 к Порядку формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1, содержащим данные сетевых организаций о заявленной мощности на собственное потребление и сторонних потребителей и присоединенной мощности.
Потери определены в соответствии с нормативом технологических потерь электрической энергии, принятого на уровне долгосрочных параметров регулирования деятельности, утвержденных приказом Службы от 28 ноября 2014 г. N 1/20.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что Приказ N 1/56 не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Не могут быть приняты во внимание доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, о том, что индивидуальные тарифы для пары территориальных сетевых организаций могут быть установлены только по заявлению обеих таких организаций, об отсутствии заявления ООО "Энергоресурс" об установлении индивидуальных тарифов. Пункты 12, 24 Правил регулирования цен не содержат условия о необходимости обращения с соответствующим заявлением обеих смежных территориальных сетевых организаций, допускают установление тарифов по инициативе регулирующего органа на основе результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), если такая организация соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Доводы заявителей о том, что у Службы не имелось оснований для установления оспариваемых тарифов, поскольку между обществом и ООО "Энком", ООО "Нетрон" и ООО "Энергоресурс" не заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, в отсутствие которых регулирующий орган не мог рассчитать величину планового сальдированного перетока электроэнергии и величину заявленной мощности сетевых организаций подлежат отклонению.
Действительно, согласно статьям 38 и 41 Закона об электроэнергетике, главе III Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, услуги по передаче электрической энергии между сетевыми организациями оказываются на договорной основе, однако отсутствие договоров между сетевыми организациями не исключает необходимость государственного регулирования цен (тарифов) названных услуг.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил регулирования цен в качестве документов, подтверждающих осуществление организацией (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, могут быть представлены как договоры на осуществление такой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты), так и документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.
При этом, как следует из пункта 24 Правил регулирования цен не представление регулируемыми организациями материалов, предусмотренных названными Правилами, не является безусловным основанием для отказа в установлении цен (тарифов), поскольку регулирующий орган также изучает результаты проверки их хозяйственной деятельности и имеющиеся данные за предшествующие периоды регулирования, использованные в том числе для установления действующих цен (тарифов).
В данном случае, учет регулирующим органом данных сводного баланса в целях определения величины планового сальдированного перетока электроэнергии и величины заявленной мощности сетевых организаций соответствует пункту 24 Правил регулирования цен.
С учетом изложенного, не влияет на законность выводов суда ссылка ПАО "МРСК Сибири" на примечание к приложению N 12 к приказу ФСТ России от 28 марта 2013 г. N 313-э "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", в соответствии с которым индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам, поскольку данное положение не может исключать применение названных пунктов Правил регулирования цен, имеющих большую юридическую силу и допускающих установление тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии как договоров, так и иных документов.
Изложенное в апелляционных жалобах утверждение о том, что в отсутствие договорных отношений регулирующий орган не вправе определять признак смежности между сетевыми организациями, поскольку отсутствуют акты разграничения балансовой принадлежности или акты об осуществлении технологического присоединения и отсутствуют точки присоединения сделано без учета пункта 17 Правил регулирования цен и пункта 57 Методических указаний, которые не относят указанные документы к числу представляемых регулируемыми организациями в целях установления тарифов.
Само по себе бездействие регулируемых организаций по составлению актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а также заключению договоров не может быть поставлено в зависимость от действий регулирующего органа по установлению тарифов.
При указанных обстоятельствах судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "МРСК Сибири", акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------