Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.10.2018 N 8-АПГ18-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 октября 2018 г. N 8-АПГ18-9

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акопяна Артака Володевича, Кубанеишвили Мзевинар Омариевны, Шаламберидзе Лики Шалвавны о признании недействующими отдельных предписаний Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ярославля, утвержденной решением Муниципалитета города Ярославля от 19 ноября 2015 года N 612, по апелляционной жалобе Акопяна А.В., Кубанеишвили М.О. на решение Ярославского областного суда от 24 мая 2018 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Акопяна А.В. и Кубанеишвили М.О. Абгаряна А.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Муниципалитета города Ярославля от 19 ноября 2015 года N 612, опубликованным в официальном печатном издании "Городские новости", 28 ноября 2015 года, N 94, утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ярославля (далее - Схема).

Акопян А.В., Кубанеишвили М.О., действующая также в интересах несовершеннолетней Шаламберидзе Л.Ш., обратились в суд с административным иском о признании недействующим раздела 2 "Киоски, павильоны. Фрунзенский район. Красноперекопский район" Схемы в той мере, в которой она не предусматривает включение одного земельного участка во Фрунзенском районе и двух земельных участков, расположенных в Красноперекопском районе города Ярославля, ранее предоставленных по договорам аренды для размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО).

По мнению административных истцов, муниципальный правовой акт в оспариваемой части противоречит положениям части 6 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), пункту 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772, которые прямо предусматривают сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, а также предписаниям части 4 статьи 10 поименованного федерального закона, согласно которой схемой размещения НТО должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов таких объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества НТО.

Решением Ярославского областного суда от 24 мая 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Акопян А.В. и Кубанеишвили М.О. просят отменить судебный акт ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заместителем прокурора Ярославской области представлены возражения с указанием на их необоснованность и законность судебного решения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно признал доводы административных истцов несостоятельными ввиду неправильного толкования ими норм Федерального закона N 381-ФЗ, указав, что вступившими в законную силу решениями областного суда от 17 июня, 23 июня, 28 июля 2016 года и 23 декабря 2017 года установлена законность процедуры принятия Схемы и внесения в нее изменений муниципальными правовыми актами, а также соблюдение правила об обеспечении доступности для населения объектов торговли, размещение которых предусмотрено во всех без исключения районах города Ярославля, соответствие нормативу минимальной обеспеченности населения города Ярославля площадью торговых объектов (530 кв. м на 1000 человек), введенному постановлением Правительства Ярославской области от 31 января 2011 года N 39-П "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".

Заключение суда первой инстанции о том, что оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, как фактически утверждают административные истцы, осуществлено в целях достижения баланса публичных интересов и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей города Ярославля, является обоснованным, соответствует нормам материального права, регулирующим отношения в сфере размещения НТО, согласуется с материалами дела.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 15 части 1 статьи 16).

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ.

В силу предписаний частей 1, 3 и 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение НТО осуществляется в соответствии со схемой их размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии со схемой их размещения, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).

Федеральный закон N 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением исключительно торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1), в пункте 1 статьи 2 определяет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Исходя из приведенных законоположений суд первой инстанции, установив факт предоставления постановлением мэрии города Ярославля от 6 сентября 2010 года N 3685 обществу с ограниченной ответственностью "Стройвек" в аренду земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1 472 кв. м, расположенного по адресу: г. <...>, для эксплуатации временного комплекса обслуживания легковых автомобилей в составе: пункта технического обслуживания, мойки на 2 - 3 поста, кафе с инженерными коммуникациями, а также заключения в отношении этого участка договора аренды от 16 декабря 2010 года и дополнительного соглашения к нему от 25 августа 2011 года о передаче прав и обязанностей арендатора Акопяну А.В., пришел к правильному выводу, что невключение в Схему названного земельного участка не нарушает положения части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, так как пункт технического обслуживания, расположенный на нем, не относится к НТО.

Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункты 4 и 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ).

Между тем, как следует из материалов дела, земельный участок предоставлен для эксплуатации временного комплекса обслуживания легковых автомобилей и включение в его состав кафе не изменяет сущности объекта и не позволяет его отнести к НТО.

В соответствии с Государственным стандартом "Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 21 января 1994 года N 35 (далее - ГОСТ Р 50647-94), общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления; услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.

Таким образом, "торговая деятельность" и "услуги общественного питания" рассматриваются как разные товарные рынки, следовательно, комплекс обслуживания легковых автомобилей в составе: пункта технического обслуживания, мойка на 2 - 3 поста, кафе с инженерными коммуникациями, не относится к категории торговых объектов, которые подлежат включению в Схему, которая утверждается в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, должна предусматривать размещение НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, направлена на формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, а также повышения доступности товаров для населения.

Поскольку Схема принята в соответствии с требованиями федерального законодательства, на день ее утверждения заключенные на неопределенный срок договоры аренды земельных участков с кадастровым номером <...>, расположенного во Фрунзенском районе города Ярославля по адресу: <...>, а также с кадастровым номером <...>, расположенного в Красноперекопском районе города Ярославля по адресу: <...>, с Кубанеишвили (Шаламберидзе) М.О. и несовершеннолетней Ш. ставшими арендаторами на основании дополнительных соглашений в связи со вступлением их в права наследования после смерти Шаламберидзе Ш.Б., расторгнуты, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными и требования названных лиц, верно констатировав, что оспариваемый муниципальный правовой акт не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов на осуществление предпринимательской деятельности в иных местах, поскольку, на момент его принятия у административных истцов не было юридического права пользоваться указанными выше земельными участками.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, выводы суда не опровергают и не влекут отмену судебного решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ярославского областного суда от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акопяна Артака Володевича, Кубанеишвили Мзевинар Омариевны - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления