ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Асакалова В.И. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии города Абакана о регистрации Иванова О.А. кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, выдвинутого региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Асакалова В.И. - Сысоева Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия Фальченко М.Г., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 1696-48 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Абакана от 6 августа 2018 года N 82/1251-4 Иванов О.А., выдвинутый региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия, зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
Асакалов В.И., выдвинутый Хакасским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об отмене названного постановления избирательной комиссии.
В обоснование своего требования заявитель ссылался на недействительность подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Иванова О.А., в подписных листах, которые заверены осуществлявшим сбор подписей избирателей Ивановым О.А., сведения о котором и подпись которого в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально не удостоверены.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Асакалов В.И. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссией города Абакана, региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" представило письменный отзыв, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Согласно подпункту "м" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотрено законом).
В соответствии с пунктом 16 статьи 38 этого же федерального закона законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также представить в избирательную комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Частью 13 статьи 36 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия. Если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры, представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, кандидатом Ивановым О.А. в территориальную избирательную комиссию города Абакана представлены, среди прочих документов, 62 подписных листа с подписями избирателей, собранными в поддержку своего выдвижения кандидатом, нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом, содержащий сведения о данных лицах и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде.
При этом нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Иванова О.А., содержал сведения о Б. и К. и подписи этих лиц, а список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Иванова О.А., представленный в избирательную комиссию в машиночитаемом виде, содержал сведения о Б. К. и самом Иванове О.А.
Суд первой инстанции установил, что Б. заверено 7 подписных листов, К. заверено 6 подписных листов, а остальные 49 подписных листов заверены самим Ивановым О.А.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции закономерно исходил из того, что нотариальное удостоверение сведений о кандидате, выдвинутом непосредственно, и подписи этого лица в случае сбора таким кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения своей кандидатуры не требуется, поскольку таким кандидатом сведения о себе в избирательную комиссию представляются непосредственно при подаче необходимых для выдвижения и регистрации кандидатом документов, в том числе, проставляются необходимые подписи в присутствии членов избирательной комиссии, которые могут непосредственно удостоверить личность данного кандидата, а нотариальное удостоверение сведений об остальных лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписей этих лиц необходимо, поскольку данные лица какие-либо сведения и документы в избирательную комиссию не представляют, поэтому нотариусом и удостоверяется достоверность указанных этими лицами сведений о себе и их подписей, которыми данные лица заверяют подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
В этой связи, правильно руководствуясь положениями приведенных норм законодательства Российской Федерации о выборах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными подписей избирателей, собранных Ивановым О.А. в поддержку своего непосредственного выдвижения кандидатом в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с суждениями суда первой инстанции о несостоятельности доводов административного истца, полагавшего, что Иванов О.А. мог не удостоверять нотариально сведения о себе как о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и свою подпись в этом качестве только в случае сбора им всех подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры без участия иных лиц в сборе подписей избирателей в поддержку его кандидатуры. Данные доводы суд правомерно счел основанными на неверном истолковании приведенных выше норм законодательства Российской Федерации о выборах.
Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики Хакасия является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены указанного решения суда, поскольку данные доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Асакалова В.И. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------