Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N 9-АПГ15-20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 февраля 2016 г. N 9-АПГ15-20

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.

судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 4 сентября 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области в лице администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области о признании недействующими в части пункта 5 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" и пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области Шабалиной В.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, текст которого опубликован в официальном печатном издании "Нижегородские новости" 29 апреля 2015 г. N 48 (5611) и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Пунктом 5 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области рекомендовано определить уполномоченный орган на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района или городского округа Нижегородской области, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Пунктом 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213, предусмотрено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа, которым в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и Российской Федерации, является министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, а в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, - орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области, на территории которого находятся соответствующие земли или земельные участки (далее - уполномоченный орган), и договора о размещении объекта.

Муниципальное образование городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области обратилось в суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия отдельных положений постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" (далее - постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213) и Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области (далее по тексту - Положение) как противоречащих абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности:

- пункта 5 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 в той части, в которой органам местного самоуправления муниципальных районов в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, рекомендовано определить уполномоченный орган на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района Нижегородской области, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности,

- пункта 2 Положения в той части, в которой уполномоченным органом на выдачу разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, без предоставления земельных участков и установления сервитута, определен орган местного самоуправления муниципального района при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, на территории которого находятся соответствующие земли и земельные участки.

Муниципальное образование городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области мотивировало заявление тем, что с 1 марта 2015 года федеральный законодатель наделил орган местного самоуправления городского поселения полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки городского поселения.

Считало, что Правительство Нижегородской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта вышло за пределы предоставленных полномочий по определению порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", наделив полномочиями на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, расположенными на территории городского поселения, орган местного самоуправления муниципального района при наличии утвержденных правил землепользования и застройки городского поселения, что противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства.

Представитель Правительства Нижегородской области возражал против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства области, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя.

Решением Нижегородского областного суда от 4 сентября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования городское поселение "город Кстово" Кстовского района Нижегородской области просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика - Правительства Нижегородской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой, Правительством Нижегородской области издано постановление от 15 апреля 2015 г. N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области", отдельные положения которого оспариваются муниципальным образованием "Город Кстово" Кстовского района Нижегородской области.

Суд первой инстанции, проверив полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия, введение в действие и опубликования, каких-либо существенных нарушений не установил.

Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он регулирует порядок и условия размещения объектов, поименованных в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Рассмотрев доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции таких противоречий правомерно не установил, поскольку вышеуказанными нормами установлены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, в связи с чем, эти законоположения не распространяются на отношения, регламентирующие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, и установление порядка и условий размещения таких объектов.

При таком положении установление Правительством Нижегородской области в оспариваемом нормативном правовом акте предписания, определяющего орган местного самоуправления муниципального района в качестве уполномоченного органа на выдачу разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в полной мере согласуется с приведенными выше нормами Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, и не противоречит федеральному законодательству.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не распространяется на отношения, связанные с распоряжением указанными земельными участками, принят Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных ему полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права административного истца не нарушает.

Суждения заявителя о том, что оспариваемым нормативным правовым актом регламентировано перераспределение полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и землями, находящимися в муниципальной собственности, правомерно признаны судом ошибочными и с приведением соответствующих мотивов правомерно отклонены, поскольку предметом правового регулирования оспариваемого акта является не вопрос распоряжения землей, а установление порядка и условий размещения на таких земельных участках объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Доводы заявителя о нарушении компетенции и прав муниципального образования "Город Кстово" Кстовского района Нижегородской области судом первой инстанции проверены и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку определение уполномоченного органа на заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального района, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относится к порядку размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к возникшим правоотношениям законоположений, содержащихся в статьях 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, о полномочиях по распоряжению и управлению публичными земельными участками, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку основаны на неправильном толковании подателем апелляционной жалобы норм материального права, предусматривающих правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают принцип разграничения доходов между бюджетами, не влекут отмену принятого по делу решения, поскольку постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 года N 213 не содержит правового регулирования бюджетных отношений.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, они аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Нижегородского областного суда от 4 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления