Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N 66-АПГ15-33

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 февраля 2016 г. N 66-АПГ15-33

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Проничева В.И. на решение Иркутского областного суда от 21 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении его иска об оспаривании постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2015 года N 26/1-ЗС "О назначении досрочных выборов Губернатора Иркутской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

5 июня 2015 года Законодательным Собранием Иркутской области принято постановление N 26/1-ЗС, которым назначены досрочные выборы губернатора Иркутской области на 13 сентября 2015 года. В постановлении установлено также, что в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Иркутской области должно быть собрано 257 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Иркутской области и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Иркутской области (пункт 2); в числе указанных подписей должно быть 40 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Иркутской области и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Иркутской области (пункт 3); кандидат на должность губернатора Иркутской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов Иркутской области и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов Иркутской области не менее чем в 32 муниципальных районах и городских округах Иркутской области (пункт 6).

Проничев В.И., выдвинутый Иркутским региональным отделением политической партии "Патриоты России" в качестве кандидата на должность губернатора Иркутской области, обратился в суд с административным иском о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2015 года N 26/1-ЗС, ссылаясь на нарушение процедуры принятия постановления, а также на несоответствие определения количества собираемых в поддержку выдвижения кандидата подписей и числа муниципальных районов, в которых обязателен сбор подписей, требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закона Иркутской области от 25 июня 2012 года N 54-ОЗ "О выборах Губернатора Иркутской области".

Решением Иркутского областного суда от 21 августа 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Проничев В.И. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В силу подпункта "в" пункта 3 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", Законом Иркутской области от 8 июня 2009 года N 30-ОЗ "О Законодательном Собрании Иркутской области" и Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области установлены порядок и процедура принятия правовых актов Законодательным Собранием, в том числе в форме постановлений.

Судом проверен порядок принятия постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2015 года N 26/1-ЗС на соответствие приведенным нормативным актам и сделан обоснованный вывод об отсутствии его нарушений.

В соответствии с абзацами восьмым и девятым пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Статьей 32 Закона Иркутской области "О выборах Губернатора Иркутской области" установлено, что число подписей депутатов, представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований области должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора Иркутской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

Среди них число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов области должно составлять 5 процентов (части 1 и 2).

В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона Иркутской области "О выборах Губернатора Иркутской области" число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 - 4 настоящей статьи, а также число муниципальных образований области (в абсолютном выражении), указанное в части 5 настоящей статьи, определяется Законодательным Собранием Иркутской области в решении о назначении выборов губернатора Иркутской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, при принятии постановления в той части, в которой определено число лиц, необходимое для поддержки выдвижения кандидата, и число муниципальных образований в абсолютных цифрах, расчет данных цифр произведен верно.

При этом материальный закон, регулирующий определение количества данных лиц и муниципальных образований, истолкован и применен судом правильно.

Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закона Иркутской области "О выборах Губернатора Иркутской области" расчет производится от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Проничева В.И. о том, что Законодательным Собранием необоснованно установлено число депутатов, предусмотренное уставами муниципальных образований, тогда как необходимо исходить из числа действующих депутатов, как это установлено в отношении глав муниципальных образований, основаны на неверном толковании приведенных норм и основанием к отмене судебного акта не являются.

Доводы апелляционной жалобы Проничева В.И. о нарушении судом процессуальных норм при разделении его требований об оспаривании постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2015 года N 26/1-ЗС "О назначении досрочных выборов Губернатора Иркутской области" и решения Избирательной комиссии Иркутской области об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность губернатора Иркутской области отмены решения суда не влекут.

Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба Проничева В.И. не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 21 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Проничева В.И. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления