ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 декабря 2016 г. N 83-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Клинцовский автокрановый завод" о признании недействующим приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 г. N 1854 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа "Город Клинцы"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Клинцовский автокрановый завод" на решение Брянского областного суда от 8 июля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя акционерного общества "Клинцовский автокрановый завод" по доверенности Курочкина К.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Соловьевой О.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Управление имущественных отношений Брянской области приказом от 26 ноября 2015 г. N 1854 утвердило результаты определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа "Город Клинцы" (далее - Приказ N 1854).
Приказ N 1854 опубликован 27 ноября 2015 г. на официальном интернет- портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Акционерное общество "Клинцовский автокрановый завод" (далее - АО "КАЗ", Общество) обратилось в Брянский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 1854 с момента его издания. В обоснование своих доводов Общество указывало на то, что оспариваемый нормативный акт принят Управлением имущественных отношений Брянской области с превышением предоставленных полномочий. Приказ N 1854 нарушает права Общества, поскольку утвержденная кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков увеличилась по сравнению с предшествующим периодом, в связи с чем на Общество возложена обязанность платить налоги в завышенном размере.
Решением Брянского областного суда от 8 июля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "КАЗ" просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, судом неправильно истолкованы и применены нормы законодательства об оценочной деятельности и налогового законодательства в части наделения Управления имущественных отношений Брянской области полномочиями на утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Прокурором, участвующим в деле, и Управлением имущественных отношений Брянской области поданы возражения относительно апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно частям 1 и 2 статьи 57 Устава Брянской области исполнительные органы государственной власти Брянской области формируются Губернатором Брянской области на основе системы исполнительных органов государственной власти Брянской области, установленной законом Брянской области.
Компетенция исполнительных органов государственной власти Брянской области устанавливается в положениях об этих органах, которые утверждаются Губернатором Брянской области.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 5 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 г. N 92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" к исполнительным органам государственной власти Брянской области относятся: администрация
Губернатора Брянской области и Правительство Брянской области, департаменты Брянской области, управления Брянской области, комитеты Брянской области, инспекции Брянской области. Структура исполнительных органов государственной власти Брянской области утверждается указом Губернатора Брянской области.
Пунктом 17 Указа Губернатора Брянской области от 26 февраля 2013 г. N 174 Управление имущественных отношений Брянской области (далее - Управление) включено в структуру исполнительных органов государственной власти Брянской области.
В соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. N 66, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, Управление является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области имущественных отношений (пункт 1). Управление в соответствии с возложенными на него задачами организует государственную кадастровую оценку земельных участков земель следующих категорий: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; объектов недвижимости (объектов капитального строительства) на территории Брянской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости (пункт 3.49).
Таким образом, именно на Управление возложены функции по организации государственной кадастровой оценки земельных участков из категории земель населенных пунктов.
Понятие государственной кадастровой оценки дано в статье 24.11 Закона об оценочной деятельности.
Так, под государственной кадастровой оценкой (в редакции статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом исполнительный орган государственной власти принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности), осуществляет отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключает с ним договор на проведение оценки (статьи 24.14 Закона об оценочной деятельности), утверждает результаты определения кадастровой стоимости и публикует утвержденные результаты (статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Из системного толкования приведенных норм, вопреки доводам апелляционной жалобы, следует, что организация государственной кадастровой оценки земельных участков включает в себя последовательное проведение всех этапов государственной кадастровой оценки, в том числе и утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Управлением было принято решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных в Брянской области, по состоянию на 1 января 2015 г., оформленное приказами от 11 февраля 2015 г. N 335 и от 9 апреля 2015 г. N 776.
В результате проведения конкурсных процедур Управление 13 июля 2015 г. заключило государственный контракт с ООО "Центр оценки и консалтинга" на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области.
После утверждения отчета о государственной кадастровой оценке земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области, и получения положительного экспертного заключения на указанный отчет Управлением издан оспариваемый приказ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа "Город Клинцы".
Оспариваемый приказ 27 ноября 2015 г. был опубликован в установленном законом порядке.
Таким образом, Управление, являясь исполнительным органом государственной власти Брянской области, в силу возложенных на него функций по организации государственной кадастровой оценки земельных участков выступило заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, в связи с чем правомерно, во исполнение требований статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа "Город Клинцы".
Доводы апелляционной жалобы о том, что в компетенцию органа, отвечающего за организацию кадастровой оценки земель, не входят полномочия по утверждению результатов определения кадастровой стоимости, основаны на ошибочном толковании норм материального права и в силу вышеизложенного не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Брянского областного суда от 8 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Клинцовский автокрановый завод" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------