ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва об отмене регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва Пономарева С.А. по апелляционной жалобе Пономарева С.А. на решение Сахалинского областного суда от 18 августа 2017 года, которым административное исковое заявление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 удовлетворено, отменена регистрация кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва Пономарева С.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Пономарева С.А. - Елисеевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 года N 11/17/166-6 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Сахалинской области от 11 июля 2017 года N 24/181 заверен список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутый региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Сахалинской области. По одномандатному избирательному округу N 1 в данном списке указан Пономарев С.А.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 от 21 июля 2017 года N 10/34 Пономарев С.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1.
17 августа 2017 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации Пономарева С.А., ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что, конференция Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Сахалинской области, на которой рассматривался вопрос о выдвижении списка кандидатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, проведена с нарушением требований Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Решением Сахалинского областного суда от 18 августа 2017 года административное исковое заявление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 удовлетворено, регистрация кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва Пономарева С.А. отменена.
В апелляционной жалобе Пономарев С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу избирательная комиссия Сахалинской области в лице представителя Джавашвили Р.В., а также прокурор, участвующий в деле, полагают изложенные в апелляционной жалобе доводы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения.
Представители окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, избирательной комиссии Сахалинской области, Пономарев С.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 24 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" в Сахалинскую областную Думу в соответствии с Уставом Сахалинской области избираются 28 депутатов сроком на пять лет. 14 депутатов Сахалинской областной Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы. 14 депутатов Сахалинской областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Сахалинской области.
Пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), частью 1 статьи 24 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" предусмотрено, что избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 3 статьи 24 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-ЗО "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Согласно пункту 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения по указанному вопросу принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В соответствии с пунктом 29.8 Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА", утвержденного 31 октября 2012 года Учредительным съездом партии, конференция считается правомочной, если в ее работе принимают участие более половины избранных делегатов конференции, в том числе более половины делегатов от местных отделений, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2017 года по административному делу N 64-АПГ17-7 установлено, что внеочередная конференция Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Сахалинской области, состоявшаяся 7 июля 2017 года, на которой выдвинут список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, была неправомочна, поскольку в ее работе принимали участие четыре делегата от местных отделений при кворуме в пять делегатов, что противоречит требованиям Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА".
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием к отказу в регистрации кандидата.
Подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 названного Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Проанализировав вышеназванное избирательное законодательство и представленные письменные доказательства, суд первой инстанции правильно указал на то, что, обстоятельства, установленные Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2017 года, в силу части 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела и не доказываются вновь. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что при выдвижении избирательным объединением Пономарева С.А. в составе списка кандидатов по одномандатному избирательному округу N 1 допущены нарушения требований к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях".
В связи с тем, что о данных нарушениях не было известно окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1, судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности административных исковых требований и наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Пономарева С.А.
Доводы апелляционной жалобы о подписании административного иска неуполномоченным лицом, о необоснованном допуске к участию в деле в качестве представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 Слисаренко А.Н. Судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В силу части 8 статьи 54 названного кодекса от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
Согласно части 2 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.
В соответствии с частью 5 указанной статьи полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.
В силу части 6 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
Частью 1 статьи 28 Закона Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-ЗО "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области" председатель избирательной комиссии представляет комиссию во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления, вышестоящими и нижестоящими комиссиями, политическими партиями и общественными объединениями, иными организациями, в том числе международными, их должностными лицами, средствами массовой информации.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва Пономарева С.А. подано в суд окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа N 1 по выборам в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, подписано председателем названной избирательной комиссии Лаптевой Е.М., служебное положение которой подтверждено постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 21 июня 2017 года N 18/117. Указанные обстоятельства свидетельствуют о подписании административного искового заявления уполномоченным лицом.
Частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
Принимая во внимание приведенные выше нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что в судебном заседании Слисаренко А.Н. были представлены доверенность от 18 августа 2017 года, выданная председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 Лаптевой Е.М., а также документы, подтверждающие наличие у Слисаренко А.Н. высшего юридического образования, Слисаренко А.Н. обоснованно допущен судом первой инстанции к участию в деле в качестве представителя административного ответчика.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Сахалинского областного суда от 18 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономарева С.А. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------