Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 35-АПГ17-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2017 г. N 35-АПГ17-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полищука В.К., Балакиревой Г.И., Друговой Е.А., Подобуевой Г.А., Майоровой Н.В., Рыбаковой Н.И., Фроловой Е.А. о признании недействующим решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от 23 июля 2013 г. N 20 "Об утверждении нормативно-правового документа "Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области" в редакции решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от 3 ноября 2016 г. N 86 "Об утверждении документа градостроительного зонирования "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области" с момента принятия

по апелляционным жалобам Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, административных истцов Полищука В.К., Друговой Е.А. и их представителя Фролова А.А. на решение Тверского областного суда от 26 декабря 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения административных истцов Полищука В.К., Балакиревой Г.И. и их представителя по доверенности Фролова А.А., представителя Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области по доверенности Семакова А.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

граждане Полищук В.К., Балакирева Г.И., Другова Е.А., Подобуева Г.А., Майорова Н.В., Рыбакова Н.И., Фролова Е.А., проживающие на территории муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, обратились в Тверской областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от 23 июля 2013 г. N 20 "Об утверждении нормативно-правового документа "Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области" (далее - решение Совета депутатов от 23 июля 2013 г. N 20) в редакции решения Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от 3 ноября 2016 г. N 86 (далее - решение Совета депутатов от 3 ноября 2016 г. N 86) с момента принятия.

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная статьями 28, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) была нарушена. Граждане поселения не были надлежащим образом проинформированы о подготовке Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее - Правила землепользования и застройки) и проведении публичных слушаний, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителей на участие в них. Кроме того, решение Совета депутатов от 23 июля 2013 г. N 20 в оспариваемой редакции изменяет существующее использование земельных участков, включенных в границы Заволжского сельского поселения, в связи с чем при отсутствии Генерального плана Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области противоречит градостроительному законодательству.

Решением Тверского областного суда от 26 декабря 2016 г. решение Совета депутатов от 23 июля 2013 г. N 20 в редакции решения Совета депутатов от 3 ноября 2016 г. N 86 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Совет депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее - Совет депутатов Заволжского сельского поселения) просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Также указывает, что судом сделан неправильный вывод, что в отсутствие генерального плана сельского поселения не могут быть приняты Правила землепользования и застройки. Судом также не учтено, что установленный законом порядок подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта был соблюден.

Также в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и дополнением к ней обратились административные истцы Полищук В.К. и Другова Е.А., в которой просили изменить резолютивную часть решения и признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

Согласно части 3 статьи 14 названного закона, статьям 28 и 30 Устава муниципального образования Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, действовавших на момент принятия оспариваемого решения, Совет депутатов Заволжского сельского поселения является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.

Советом депутатов Заволжского сельского поселения принято решение от 23 июля 2013 г. N 20. Решение размещено на информационном стенде Администрации Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее - Администрация поселения) в период с 24 июля 2013 г. по 5 августа 2013 г. и на официальном сайте муниципального образования.

Решением Совета депутатов от 3 ноября 2016 г. N 86 постановлено утвердить документ градостроительного зонирования "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области" и признать утратившим силу решение Совета депутатов от 23 июля 2013 г. N 20 (пункты 1 и 2).

Решение Совета депутатов от 3 ноября 2016 г. N 86 размещено на информационном стенде Администрации поселения в период с 3 ноября 2016 г. по 14 ноября 2016 г. и на официальном сайте муниципального образования.

Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, доведен до всеобщего сведения.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 18 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

Генеральный план Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденный решением Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от 22 августа 2011 г. N 19, решением Калининского районного суда Тверской области от 26 ноября 2015 г. признан не действующим со дня принятия.

При этом, как следует из содержания оспариваемого нормативного правового акта, Правила землепользования и застройки изменяют существующее использование территории Заволжского сельского поселения, в частности в отношении земельных участков, включенных недействующим Генеральным планом в границы населенных пунктов, изменяется категория земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, а Правилами землепользования и застройки изменен их правовой режим.

Кроме того, оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в нарушение положений Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), изменен правовой режим и границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Природный историко-культурный заказник Дудневский" (далее - заказник "Дудневский").

В соответствии с частью 1 статьи 22 названного закона государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Положениями частей 1, 3 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Вопреки требованиям закона, часть охранной зоны заказника "Дудневский" отнесена к территориальной зоне "Ж1" (зоне застройки индивидуальными домами).

Судебная коллегия считает правильным суждение суда первой инстанции о том, что в отсутствие Генерального плана Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области установление в отношении земельных участков земель особо охраняемых природных территорий иных территориальных зон недопустимо.

Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы административных истцов Полищука В.К. и Друговой Е.А. о нарушении судом норм процессуального права не может быть принят во внимание.

Признание судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу, признав недействующим решение Совета депутатов от 23 июля 2013 г. N 20 в редакции решения Совета депутатов от 3 ноября 2016 г. N 86 с момента вступления решения в законную силу.

Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Выводы суда аргументированы, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств и на положениях приведенных норм материального права. Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тверского областного суда от 26 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы административных истцов Полищука В.К., Друговой Е.А. и административного ответчика Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления