ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2019 г. N 64-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" о признании не действующим в части приложения N 1 к приказу региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 27 декабря 2018 г. N 120-Э "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевых организаций на территории Сахалинской области" по апелляционной жалобе публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" на решение Сахалинского областного суда от 22 мая 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" Кулакова В.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ПАО "Сахалинэнерго", общество) обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта С235 приложения N 1 к приказу региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 27 декабря 2018 г. N 120-Э "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевых организаций на территории Сахалинской области".
Решением Сахалинского областного суда от 22 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Сахалинэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, региональной энергетической комиссией Сахалинской области и прокуратурой Сахалинской области представлены возражения.
В судебное заседание представители региональной энергетической комиссии Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав представителя участвующего в деле лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов) надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы для территориальных сетевых организаций, входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области) является уполномоченным органом исполнительной власти названного региона в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику, в том числе по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в соответствии с пунктом 3.1.4 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 г. N 244.
Приказом РЭК Сахалинской области от 27 декабря 2018 г. N 120-Э "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевых организаций на территории Сахалинской области" (далее - приказ от 27 декабря 2018 г. N 120-Э) установлены единые для всех территориальных сетевых организаций:
ставки для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевых организаций на территории Сахалинской области согласно приложению 1;
формулы расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения к электрическим сетям сетевых организаций на территории Сахалинской области согласно приложению 2;
ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевых организаций на территории Сахалинской области на уровне напряжения ниже 35 кВ и мощности менее 8900 кВт согласно приложению 3;
размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) согласно приложению 4;
расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение и подлежащие учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
Приказ N 120-Э опубликован на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) 28 декабря 2018 г., а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2018 г.
Приказом РЭК Сахалинской области от 15 мая 2019 г. N 8-Э в приложении 1 к приказу РЭК Сахалинской области от 27 декабря 2018 г. N 120-э цифры "16 814 336" заменены цифрами "16 815 327".
На основании приказа РЭК Сахалинской области от 20 мая 2019 г. N 9-Э в приложении 1 к приказу РЭК Сахалинской области от 27 декабря 2018 г. N 120-Э цифры "16 815 327" заменены цифрами "16 815 376".
Внесенные РЭК Сахалинской области изменения в Приложение 1 к приказу от 27 декабря 2018 г. N 120-Э по строке С235 на основании приказов от 15 мая 2019 г. N 8-Э и от 20 мая 2019 г. N 9-Э приняты с целью приведения ранее принятого решения в соответствие с законодательством в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, опубликованы органом регулирования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://rec.admsakhalin.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Обращаясь с административным исковым заявлением в суд о признании недействующим пункта С235 приложения N 1 к названному приказу, определяющего значение стандартизированной тарифной ставки "Строительство ВЛ 35 кВ одноцепное исполнение от 100 до 200 кв. мм" в размере 18 814 336 руб./1 км, ПАО "Сахалинэнерго" указывало на его противоречие пункту 87 Основ ценообразования, пунктам 10 и 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации от 29 августа 2027 г. N 1135/17 (далее - Методические указания N 1135/17). По мнению общества, при расчете стандартизированной тарифной ставки органом регулирования необоснованно уменьшены расходы на строительство воздушных линий электропередач (далее - ВЛЭП) 35 кВ от ПС "Юго-Западная" до ПС "Ново-Троицкая", от ПС "Троицкая" до ПС "Ново-Троицкая", произведенные административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" пункта 18 Правил технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17.
На основании пункта 10 названных Методических указаний органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным в пункте 16 (за исключением подпункта "б") Методических указаний, и по мероприятиям, указанным в подпункте "б" пункта 16 Методических указаний, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия "последней мили"), методом сравнения аналогов в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 1135/17 экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению N 1 к Методическим указаниям) за три предыдущих года по каждому мероприятию.
В случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки, расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам.
В плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" пропорционально размеру присоединяемой мощности энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Расчет стандартизированной тарифной ставки производится по формуле 29, содержащейся в пункте 27 Методических указаний N 1135/17.
Из материалов административного дела следует, что 31 октября 2018 г. ПАО "Сахалинэнерго", являясь территориальной сетевой организацией, обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением о расчете ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям, предоставив сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства и иных расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение с целью установления стандартизированной тарифной ставки С235.
Судом установлено, что ПАО "Сахалинэнерго" осуществляло строительство воздушных линий электропередач (далее - ВЛЭП) напряжением 35 кВ неизолированным проводом, длина и стоимость строительства которых составили соответственно: в 2016 году - 5,155 км, заявлены фактические расходы на строительство ВЛЭП от ПС "Ново-Троицкая" до ПС "Троицкая" - 88 429 тыс. руб. (без НДС); в 2017 году - 7,822 км, заявлены фактические расходы на строительство ВЛЭП от ПС "Юго-Западная" до ПС "Ново-Троицкая" - 122 946,174 тыс. руб. (без НДС).
Строительство указанных ВЛЭП осуществлялось ПАО "Сахалинэнерго" в рамках выполнения договора об осуществлении технологического присоединения (с заявленной максимальной мощностью 2 000 кВт по второй категории надежности на классе напряжения 35 кВ) для МБУ "Отдел капитального строительства "Анивского городского округа" от 21 октября 2014 г. N 1417-18/14 по разработанному индивидуальному проекту.
Определяя величину фактических экономически обоснованных расходов за 2016 год по мероприятиям "последней мили" строительства ВЛЭП - 35 кВ ПС "Ново-Троицкая" до ПС "Троицкая" исходя из информации, представленной ПАО "Сахалинэнерго", РЭК Сахалинской области учла для формирования на 2019 год стандартизированной тарифной ставки С235 расходы, соответствующие мероприятиям по строительству ВЛЭП - 35 кВ в одноцепном исполнении (с сечением провода от 100 до 200 кв. мм) в размере 77 254,4 тыс. руб., исключив необоснованные расходы:
- по строительству части участка, выполненному в двухцепном исполнении, в связи с демонтажем существующей ВЛ 35 кВ Т-118 (ПС "Петропавловская" - ПС "Троицкая") от опоры N 163 до портала ПС "Троицкая" и перевеской демонтируемого участка воздушной линии и существующих кабелей оптико-волоконной линии связи в размере 1 393,3 тыс. руб.;
- монтажу защитных аппаратов и заземляющих устройств на существующей ВЛЭП 10 кВ с фактической стоимостью работ 189,1 тыс. руб.;
- дооборудованию ОРУ - 35 кВ - устройства существующей подстанции "Троицкая" в размере 8 765,2 тыс. руб., которая в силу пункта 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 мая 2003 года N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок", не является объектом воздушной линии электропередач;
- транспортные услуги в размере 826,6 тыс. руб. в связи с непредставлением обществом актов выполненных работ по форме КС-2, затрат, сформированных по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.
Расходы на строительство 1 км указанной линии составили 14 986 3 тыс. руб.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, согласился с данными выводами органа регулирования.
Исходя из анализа обосновывающих данных и расчетов по строительству ВЛЭП от ПС "Юго-Западная" до ПС "Ново-Троицкая", суд первой инстанции сделал вывод о правомерности исключения органом регулирования из состава затрат экономически необоснованных расходов ПАО "Сахалинэнерго":
- 1 153,546 тыс. руб. на оплату труда службы реконструкции и строительства с учетом страховых взносов, в связи с отсутствием наименования выполняемых службой работ, соответствующих им затрат по строительству ВЛЭП - 35 кВ, сформированных по структуре, определяемой сметной документацией и относящихся к строительству линий;
- 1,574 тыс. руб. на аренду земельного участка, поскольку представленные в обоснование заявленных расходов (6,594 тыс. руб.) бухгалтерские справки от 26 декабря 2016 г., 31 марта 2017 г., 30 июня 2017 г., 01 сентября 2017 г. и 26 декабря 2017 г., указывающие на расходы Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Департамента землепользования МО "Город Южно-Сахалинск", не содержат информации о видах работ по строительству ВЛЭП - 35 кВ, которые выполняли указанные организации. В материалах дела не представлены договоры, а также документы, подтверждающие расчеты. Принимая во внимание проектный срок строительства ВЛЭП - 35 кВ от ПС "Юго-Западная" до ПС "Ново-Троицкая" - 2,5 месяца, орган регулирования учел для формирования на регулируемый период стандартизированной тарифной ставки С235 расходы в размере 5,020 тыс. руб., соответствующие нормативному сроку строительства. Расходы на аренду земли в размере 1,57 тыс. руб., превышающий нормативный срок строительства, определенный проектной документацией, признаны органом регулирования экономически необоснованными;
- 5 481,372 тыс. руб. - расходов по статье "услуги сторонних организаций", в том числе 5 221,397 тыс. руб., подлежащих оплате АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" за временное занятие частей земельного участка (исключены в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года N 341-ФЗ, согласно которому с 01 сентября 2018 года утратил силу подпункт 3 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривавший возмещение убытков обладателям земельных участков в случае их временного занятия); 259,9748 тыс. руб. по договору N 36-Сах-17/0941 от 24 июля 2017 г., заключенному с ООО "Кадастровый инженер-Партнер", поскольку из акта N 55 от 30 августа 2017 г., счета на оплату услуг N 82 от 30 августа 2017 г. не усматривается объект, в отношении которого производились кадастровые работы, отсутствует техническое задание, что также послужило основанием для исключения указанных расходов.
- 1 340,785 тыс. руб. - по землеустроительным работам, включая:
146,269 тыс. руб., связанных с необходимостью восстановления ухудшенного качества земель, в соответствии с пунктом 2.5 договора субаренды части земельного участка (кадастровый номер 65:05:0000010:80) от 2016 г. N 472-18/16, заключенного между ПАО "Сахалинэнерго" и СП ООО "С.С.С."., 127,330 тыс. руб., связанных с необходимостью восстановления ухудшенного качества земель, в соответствии с пунктом 2.6 договора аренды земельного участка (кадастровый номер 65:05:0000010:79) от 2016 г. N 471-18/16, заключенного между ПАО "Сахалинэнерго" и СП ООО "С.С.С.". Представленный в обоснование данных расходов акт приемки выполненных работ от 31 августа 2017 г. N 38, согласно которому рекультивацию земельного участка посредством восстановления почвенно-растительного слоя, а также посева многолетних трав при строительстве ВЛЭП - 35 кВ осуществил подрядчик ООО "Сахалинская механизированная колонна N 68", не подтверждает заявленных обществом расходов на выполнение работ по восстановлению ухудшенного качества земель по указанным выше договорам аренды земельных участков;
339,614 тыс. руб. - сумма ущерба согласно пункту 2.6 договора аренды части земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000010:79 от 2016 г. N 471-18/16. Данная сумма ущерба исключена из состава расходов ввиду отсутствия обоснованности ее реальной соразмерности, поскольку из проектной ведомости пересекаемых угодий объектом строительства ВЛЭП - 35 кВ следует, что часть земельного участка, занимаемого строительством площадью 596,4 кв. м заболочена. Экономически обоснованные расходы по землеустроительным работам для расчета ставки на 2019 год приняты органом регулирования в размере 136,743 тыс. руб.;
- 48,977 тыс. руб. из числа прочих расходов, связанных со строительно-монтажным страхованием. Регулирующим органом учтены расходы на страхование на период строительно-монтажных работ и гарантийного обслуживания в размере 118,492 тыс. руб. и обоснованно исключены из общего размера страховой премии 167,46812 тыс. руб. страхование по риску "террористический акт" и (или) "диверсия" в размере 27,13346 тыс. руб. и страхование перед третьими лицами в размере 21,84368 тыс. руб. по причине отсутствия объекта страхования и сведений в отношении третьих лиц. Для формирования стандартизированной тарифной ставки С235 органом регулирования учтены расходы на страхование на период строительно-монтажных работ и гарантийного обслуживания в размере 118,491 тыс. руб.
Таким образом, при определении величины фактических экономически обоснованных расходов по мероприятиям "последней мили" строительства ВЛЭП - 35 кВ ПС "Юго-Западная" - ПС "Ново-Троицкая" в 2017 году РЭК Сахалинской области учла для формирования стандартизированной тарифной ставки С235 на 2019 год расходы по строительству воздушной линии в одноцепном исполнении в размере 114 919,920 тыс. руб. Следовательно, расходы на строительство 1 км указанной линии составили 14 691,884 тыс. руб.
Расчет стандартизированной тарифной ставки на 2019 год произведен РЭК Сахалинской области в соответствии с формулой 29, содержащейся в пункте 27 Методических указаний N 1135/17, исходя из экономически обоснованных расходов на строительство 1 км воздушных линий электропередач по двум объектам строительства за 2 года (2016 - 2017) с учетом индекса цен производителей, определенного для подраздела "Строительства" раздела "Капитальные вложения (инвестиции)", публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации: ИПЦ 2017 = 105,9%; ИПЦ 2018 = 105,1%; ИПЦ 2019 - 104,7%.
С235 = (14986, 305 x 1,059 + 14691,884) / 2 x 1,051 x 1,047 = 16 815,376 тыс. руб. за 1 км.
Довод административного истца о необходимости включения в расчет сметной стоимости объектов капитального строительства является несостоятельным, поскольку в отсутствие экономического обоснования произведенных расходов ПАО "Сахалинэнерго" при строительстве ВЛЭП - 35 кВ оснований для включения их в размер стандартизированной тарифной ставки у РЭК Сахалинской области не имелось.
Также является несостоятельным довод ПАО "Сахалинэнерго" о применении при определении расходов общества на строительство ВЛЭП - 35 кВ от ПС "Юго-Западная" до ПС "Ново-Троицкая" за ухудшение качества земель в размере 5 221,397 тыс. руб. подпункта 1 пункта 2 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, а не подпункт 3 пункта 1 статьи 57 названного кодекса, утратившего силу с 01 сентября 2018 г.
Из направленного административным истцом в РЭК Сахалинской области счета на оплату от 01 августа 2016 г. N 41 следует, что поставщику АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" необходимо уплатить 5 221,397 тыс. руб. за выполненную работу (услугу) "временное занятие частей земельного участка", что соответствует именно подпункту 3 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации. Иных документов и расчетов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, ПАО "Сахалинэнерго" не представлено.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Сахалинского областного суда от 22 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------