ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 мая 2019 г. N 35-АПА19-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бекмурзаева А.М. о признании недействующими с момента принятия распоряжения Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 г. N 61-ра "Об отнесении земель к категории - земли лесного фонда", распоряжения Администрации Тверской области от 26 мая 2006 г. N 212-ра "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 г. N 61-ра", распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. N 544-ра "О переводе земель из одной категории в другую" в части перевода земельного участка площадью 1061 га акционерного общества "Василево" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда по апелляционной жалобе Бекмурзаева А.М. на решение Тверского областного суда от 10 января 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Правительства Тверской области Травкиной О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Бекмурзаев А.М. обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия распоряжения Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 г. N 61-ра "Об отнесении земель к категории - земли лесного фонда", распоряжения Администрации Тверской области от 26 мая 2006 г. N 212-ра "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 г. N 61-ра", распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. N 544-ра "О переводе земель из одной категории в другую" в части перевода земельного участка <...> площадью 1 061 га акционерного общества "Василево".
Решением Тверского областного суда от 10 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Бекмурзаев А.М. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Тверской области, Министерством лесного хозяйства Тверской области и Правительством Тверской области представлены возражения, письменные пояснения и отзыв.
В судебное заседание представители административного истца, Администрации Кашинского района Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федерального агентства лесного хозяйства, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Правительства Тверской области и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со статьей 1 Закона Тверской области от 20 марта 2002 г. N 2-ОЗ "Об Администрации Тверской области", администрация являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области.
С 2011 года Администрация Тверской области переименована в Правительство Тверской области, ставшее правопреемником администрации согласно статье 44 Закона Тверской области от 02 августа 2011 г. N 44-ОЗ "О Правительстве Тверской области".
Распоряжением Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 г. N 61-ра лесоустроенные земли, общей площадью 21 65676 га отнесены к категории земель лесного фонда (согласно приложению). Согласно приложению к указанному распоряжению площадь лесоустроенных земель в Кашинском лесхозе составляет 19 617 га.
В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 26 мая 2006 г. N 212-ра в распоряжение N 61-ра внесены изменения, в пункты 1 и 2, которые изложены в следующей редакции: "1. Отнести лесоустроительные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, к категории земель - земли лесного фонда. "2. Рекомендовать органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, оказывать лесхозам - филиалам государственного учреждения "Тверское управление лесами" содействие при формировании землеустроительных дел".
Распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. N 544-ра "О переводе земель из одной категории в другую" в соответствии с приложением переведены земли общей площадью 19 617, 0 га, расположенные на территории Кашинского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда.
В приложении к данному распоряжению в перечне земель в пункте 29 указаны земли сельскохозяйственного назначения, используемые АО "Василево" площадью 1 061 га.
Как следует из материалов дела постановлением главы Администрации г. Кашина и Кашинского района от 01 февраля 1993 г. N 26-2 АО "Василево" предоставлено 3 126 га земель, в том числе в собственность 1 778 га, бессрочное (постоянное) пользование 1 348 га для ведения сельского хозяйства, что следует из государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТВО-41-0004.
АОЗТ "Василево" на основании договора купли-продажи от 09 августа 2007 г. заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области приобрело в собственность земельный участок <...> общей площадью 4 750 000 кв. м.
Бекмурзаев А.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...>; <...>, на основании заключенного соглашения с С. от 19 мая 2016 г.
Указанные участки выделены из земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего С. на основании договора дарения от АОЗТ "Василево" от 12 января 2009 г., которое впоследствии исключено из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
Оспаривая нормативные правовые акты, административный истец полагает, что при их принятии не учтены требования федерального законодательства регулирующего перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, а также в отсутствие уведомления и согласия пользователя земельного участка АО "Василево" из которого образованы участки истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нормативные правовые акты приняты в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством, как фактически состоящие в составе земель лесного фонда и находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся: в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
В силу статьи 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: 1) леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; 2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06 марта 1993 г. N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли отнесены к землям лесного фонда.
Во владении колхозов, совхозов могли находиться леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
В соответствии со статьями 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования.
Леса, находившиеся во владении АО "Василево" лесоустроены (кварталы с 1 по 5), в том числе проведена таксация лесов, определены их количественные и качественные характеристики в соответствии с материалами лесоустройства и землеустройства.
Согласно материалам регистрационного дела лесной участок с кадастровым номером <...> (предыдущий условный номер 01/027/2008-392), расположенный по адресу: <...> (Кашинское лесничество, Кашинское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении АО "Василево") предназначен для ведения лесного хозяйства и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации права от 29 июля 2008 г.
Таким образом, оспариваемыми распоряжениями земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в целях их учета были приведены в соответствие с действующим законодательством.
С учетом изложенного оснований для отмены решения, суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Тверского областного суда от 10 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бекмурзаева А.М. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------