ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 августа 2019 г. N 78-АПА19-58
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Шлахтера Вадима Вадимовича, Попова Сергея Александровича, Добрянского Станислава Павловича о признании незаконным и отмене принятого по жалобе Фролова Вадима Вячеславовича решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N 128-29 об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад (далее - избирательная комиссия муниципального округа) от 29 июля 2019 года N 1 "Об отказе в регистрации Фролова Вадима Вячеславовича кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2" и о регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты названного органа местного самоуправления по апелляционной жалобе Фролова В.В. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2019 года, которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Фролова В.В. - Иванова А.А., возражения представителя избирательной комиссии муниципального округа Новосад М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад от 19 июня 2019 года N 184, опубликованным в Муниципальном вестнике "Юго-Запад", N 20 (496), 20 июня 2019 года, выборы депутатов названного Совета шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Решением избирательной комиссии муниципального округа от 12 июля 2019 года N 20 Фролову В.В., выдвинутому избирательным объединением "Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (далее - избирательное объединение), отказано в регистрации кандидатом в депутаты поименованного выше Совета по избирательному округу N 2 на основании подпункта "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 303-46) - отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), названным региональным законом, иным законом, в связи с тем, что в заявлении о согласии баллотироваться по избирательному округу N 2 содержатся недостоверные сведения о номере дома в адресе места жительства кандидата и номере избирательного округа, поскольку Фролов В.В. выдвинут избирательным объединением по округу N 3, а также неуказанием в сведениях об имуществе модели принадлежащего ему транспортного средства и нарушением требований пункта 5 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 о личном предоставлении документов.
Указанное решение отменено по жалобе Фролова В.В. решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии (далее - городская избирательная комиссия) от 25 июля 2019 года N 122-13, которая, установив факт нарушения избирательной комиссией муниципального округа нарушения законодательства о выборах, выразившегося в замене первоначального заявления кандидата о согласии баллотироваться на основании обращения другого лица, действующего по доверенности, обязала нижестоящую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Фролова В.В. ввиду невозможности самостоятельно принять решение из-за отсутствия у городской избирательной комиссии первоначального заявления Фролова В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
Избирательная комиссия муниципального округа на основании фактических обстоятельств, изложенных в первом решении об отказе в регистрации кандидата, ссылаясь на вывод городской избирательной комиссии о невозможности достоверно установить содержание заявления Фролова В.В. о согласии баллотироваться от 1 июля 2019 года и нарушения им требования Федерального закона N 67-ФЗ лично представить документы, решением от 29 июля 2019 года N 1 вновь отказала в регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты по избирательному округу N 2, но по другому основанию: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, Законом Санкт-Петербурга N 303-46, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 4 статьи 29 регионального закона), указав также на несоответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты и представленных им документов статьям 22 - 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
Решением городской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N 128-29 удовлетворена жалоба Фролова В.В., приведенное выше решение отменено, Фролов В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу N 3.
Шлахтер В.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения и зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения городской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N 128-29, ссылаясь на отсутствие оснований для регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты, поскольку на день принятия этого решения в избирательной комиссии не было поданного лично кандидатом Фроловым В.В. в установленные сроки заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу N 3, а также документа, содержащего сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
Добрянский С.П. и Попов С.А., выдвинутые в порядке самовыдвижения и зарегистрированные кандидатами в депутаты по названному выше избирательному округу, также обратились в суд с административными исковыми заявлениями с аналогичным требованием, ссылаясь на отсутствие у городской избирательной комиссии полномочия зарегистрировать Фролова В.В. кандидатом в депутаты на выборах депутатов в органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, нарушения Регламента городской избирательной комиссии, утверждая, что оспариваемое решение основано на не подтвержденных объяснениях Фролова В.В. об отказе нижестоящей избирательной комиссии принять у него необходимые для регистрации документы.
Административные дела по административным исковым заявлениям Шлахтера В.В., Добрянского С.П. и Попова С.А. объединены судом в одно производство.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2019 года административные исковые заявления удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фролов В.В. просит отменить судебный акт ввиду неправильного определения и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы избирательной комиссией муниципального округа представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии муниципального округа 28 июля 2019 года в избирательной комиссии отсутствовало заявление Фролова В.В. о согласии баллотироваться по избирательному округу N 3, а также документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах об имуществе, поданные лично кандидатом, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
При этом суд первой инстанции констатировал, что допущенное избирательной комиссией муниципального округа нарушение требований пункта 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, выразившееся в принятии от неуполномоченного лица документов, необходимых для регистрации кандидата, не может служить основанием для регистрации кандидата при отсутствии надлежащим образом поданных лично кандидатом в установленные сроки документов, предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ и Законом Санкт-Петербурга N 303-46.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции правильной исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Пунктами 3, 4 и 10 статьи 20, пунктами 1, 10 и 11 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивая реализацию и защиту избирательных прав, обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20, пунктом 6 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ при рассмотрении жалобы на решения нижестоящей комиссии, нарушающие избирательные права граждан, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено вышестоящей избирательной комиссией по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 поименованного федерального закона, другими нормами названного закона, иным законом.
Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции верно констатировал, что городская избирательная комиссия приняла оспариваемое решение в пределах предоставленных ей полномочий, правильно установив фактические обстоятельства дела, пришел к верному выводу о наличии обстоятельств, влекущих отказ в регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты и отсутствии у городской избирательной комиссии законных оснований для отмены решения нижестоящей комиссии об отказе в регистрации.
Так, согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, в том числе, является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Аналогичные нормы содержит подпункт "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 поименованного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, предусматривающие, в том числе, подачу выдвинутым лицом заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 приведенной статьи указанные документы кандидат обязан представить лично. Исключением, когда такие документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами, являются случаи, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Аналогичные требования к представлению документов лично кандидатом предусмотрены пунктом 5 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Как установлено судом первой инстанции, Фролов В.В. 1 и 3 июля 2019 года представил в избирательную комиссию муниципального округа документы, в том числе, заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, а также выписку из решения конференции избирательного объединения о его выдвижении кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3.
8 июля 2019 года, то есть в установленный законом срок, Фролов В.В. был уведомлен избирательной комиссией муниципального округа о том, что поданное им заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты не соответствует форме, установленной решением избирательной комиссии, а также о выявлении неполноты представленных сведений об имуществе.
9 июля 2019 года, за день до истечения установленного пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 срока подачи документов, Панкова О.В. по просьбе Фролова В.В., что последним не отрицалось в судебном заседании, передала в избирательную комиссию муниципального округа его новое заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 9 июля 2019 года по избирательному округу N 2 и документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, забрав при этом поименованные документы, представленные Фроловым В.В.
Поскольку в представленных в избирательную комиссию документах, необходимых для принятия решения о регистрации кандидата, в нарушение предписания подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ не было решения уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении Фролова В.В. кандидатом по избирательному округу N 2, указанному в его заявлении от 9 июля 2019 года о согласии баллотироваться, суд первой инстанции сделал верное заключение о законности решения избирательной комиссии муниципального округа от 29 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидата и отсутствии у городской избирательной комиссии правовых оснований для его отмены и принятия нового решения о регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты на основании заявления от 1 июля 2019 года, представленного непосредственно в названную комиссию 6 августа 2019 года.
Суд первой инстанции, установив принятие обжалуемого в судебном порядке решения городской избирательной комиссии с нарушением положений подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, правильно оценив представленные в материалы дела доказательства, законно удовлетворил заявленные требования, обоснованно отверг довод Фролова В.В. о создании со стороны избирательной комиссии муниципального округа препятствий в представлении в установленные сроки документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатом, а также о подмене документов во время их нахождения в избирательной комиссии, как бездоказательные.
То обстоятельство, что избирательная комиссия муниципального округа ошибочно признала основанием для отказа в регистрации неполноту представленных сведений о размере и об источниках доходов кандидата в депутаты, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, представленных в соответствии с требованием пункта 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ и приложения N 1 к нему, выразившуюся в неуказании модели принадлежащего Фролову В.В. транспортного средства, не является основанием для признания решения об отказе в регистрации незаконным.
Не ставит под сомнение правильность позиции суда первой инстанции о незаконности решения городской избирательной комиссии о регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты и его ссылка на факт внесения 3 июля 2019 года в отношении него сведений в ГАС "Выборы" как о кандидате в депутаты по избирательному округу N 3, поскольку данное обстоятельство правового значения для рассмотрения заявленных требований не имеет, и судом достоверно установлено, что иного заявления, кроме представленного заявления Фролова В.В. от 9 июля 2019 года о согласии баллотироваться по избирательному округу N 2, у избирательной комиссии муниципального округа на момент рассмотрения вопроса о его регистрации кандидатом не имелось.
Как следует из материалов дела и не отрицается Фроловым В.В., его новое заявление от 9 июля 2019 года передано в избирательную комиссию Панковой О.В. по его просьбе и с его согласия, при этом после замены первоначально поданных документов новое заявление о согласии баллотироваться по избирательному округу N 3 в установленный законом срок до 10 июля 2019 года лично Фроловым В.В. не представлялось.
Утверждение Фролова В.В. о незаконности получения административными истцами представленных им для регистрации кандидатом в депутаты сведений, является несостоятельным, так как обстоятельства, положенные в обоснование заявленных требований, содержатся в решении избирательной комиссии муниципального округа об отказе в регистрации Фролова В.В. кандидатом в депутаты, доступ к которому действующим законодательством не ограничен.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фролова Вадима Вячеславовича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------