ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 августа 2019 г. N 38-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Годунова Владимира Борисовича на решение Тульского областного суда от 12 августа 2019 года, которым удовлетворен административный иск Привезенцева Андрея Андреевича об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва от 29 июля 2019 года N 106-1 "О регистрации Годунова Владимира Борисовича кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Привезенцева А.А. - Савиной Н.Ю. и представителя территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области Есиной Ю.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Тульской областной Думы шестого созыва от 30 мая 2019 года N 64/1988 выборы депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва, от 29 июля 2019 года N 106-1 Годунов Владимир Борисович, выдвинутый региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Тульской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
Привезенцев Андрей Андреевич, выдвинутый Тульским региональным отделением политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" и зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об оспаривании названного решения избирательной комиссии, ссылаясь на непредставление документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и о занимаемой должности, а также первого финансового отчета по установленной форме. Впоследствии дополнил основания иска указанием на непредставление сведений о расходах.
Решением Тульского областного суда от 12 августа 2019 года административный иск удовлетворен, оспариваемое постановление территориальной избирательной комиссии признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Годунов В.Б. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Привезенцевым А.А. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 23 и частью 2 статьи 35 Закона Тульской области от 1 апреля 2013 года N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" и пришел к обоснованному выводу о том, что ввиду непредставления Годуновым В.Б. первого финансового отчета по установленной форме он не мог быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 9 статьи 59 этого же федерального закона законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, он не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию, помимо прочего, также первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области.
В соответствии с частью 2 статьи 35 названного закона Тульской области первый финансовый отчет кандидат, политическая партия представляют в соответствующую избирательную комиссию одновременно с представлением документов для регистрации в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата, политической партии включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии; справку об остатке средств избирательного фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, политической партии, заверенную филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет). Первый финансовый отчет кандидата, политической партии считается представленным при представлении всех указанных документов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 22 июля 2019 года Годуновым В.Б. для его регистрации кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 в территориальную избирательную комиссию в числе иных документов были представлены: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда на 2 листах от 22 июля 2019 года, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 3 листах от 22 июля 2019 года, копия договора специального избирательного счета кандидата, справка об остатке средств избирательного фонда по состоянию на 19 июля 2019 года.
Поскольку справка об остатке средств избирательного фонда была представлена в избирательную комиссию по состоянию на 19 июля 2019 года, а не на дату первого финансового отчета (22 июля 2019 года), суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в установленный срок в числе документов для регистрации Годунов В.Б. не представил первый финансовый отчет, содержание которого отвечало бы требованиям части 2 статьи 35 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы". Данное обстоятельство свидетельствует о противоречии оспариваемого решения избирательной комиссии положениям подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием отказа в регистрации кандидата.
Вопреки позиции, изложенной заявителем жалобы, форма финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии утверждена постановлением Избирательной комиссии Тульской области от 24 мая 2019 года N 58-4 "О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов при проведении выборов депутатов Тульской областной Думы", а перечень подлежащих обязательному включению в его состав документов определен в части 2 статьи 35 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы".
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 и подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 1 статьи 19 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должны быть указаны сведения об основном месте его работы или службы, занимаемой должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с таким заявлением также должны быть представлены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Как следует из имеющихся материалов дела, в заявлении Годунова В.Б. от 14 июля 2019 года о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 20 было указано, что основным местом его работы является ООО "Управляющая компания "Ваш Дом", занимаемая должность - начальник абонентского отдела. В подтверждение этих сведений была представлена справка ООО "Управляющая компания "Ваш Дом", согласно которой Годунов В.Б. работает по совместительству в названной организации в должности начальника абонентского отдела с 1 февраля 2019 года. При этом основным местом работы ООО "Управляющая компания "Ваш Дом" стало для Годунова В.Б. с 12 июля 2019 года.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Годуновым В.Б. не было представлено документов, подтверждающих сведения о его основном месте работы.
Доводы апелляционной жалобы Годунова В.Б. о надлежащем исполнении обязанности по представлению необходимых для регистрации документов связаны с оспариванием фактических обстоятельств дела, которые получили в обжалуемом решении суда исчерпывающую оценку по результатам всестороннего и полного исследования судом доказательств, представленных сторонами. Каких-либо сомнений в правильности такой оценки у Судебной коллегии не имеется.
Таким образом, заявленные требования о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации Годунова В.Б. кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 были удовлетворены при наличии достаточных к тому оснований.
В этой связи обжалуемое решение Тульского областного суда является законным и обоснованным, оснований для отмены данного решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Годуновым В.Б. в апелляционной жалобе на указанное решение суда, полностью повторяют его правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции и основанную на неверном истолковании норм материального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении законодательства Российской Федерации о выборах, Судебная коллегия не установила.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Тульского областного суда от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Годунова Владимира Борисовича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------