Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2019 N 84-АПА19-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2019 г. N 84-АПА19-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре - помощнике судьи Афониной Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Славного Владимира Олеговича на решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании недействующими пунктов 111 и 122 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного приказом департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года N 3402.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей министерства инвестиционной политики Новгородской области Черновой А.С., правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года N 3402 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), в который включены: нежилое помещение с кадастровым номером 53:23:0000000:8940 (пункт 111) и нежилое помещение с кадастровым номером 53:23:7009402:493 (пункт 122), расположенные по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 6/11.

В приведенный перечень также включены: нежилое здание с кадастровым номером 53:23:8223601:573 по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, Колмовская набережная, д. 3 (пункт 161), нежилое здание с кадастровым номером 53:23:0000000:1376 по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Полевой, д. 16 (пункт 1260) и нежилое здание с кадастровым номером 53:23:8101202:112 по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, пр. Корсунова, д. 53/1 (пункт 1266).

Славный В.О. обратился в суд с административным иском о признании недействующими приведенных норм, обосновывая требования тем, что здания и помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленного порядка и не опубликован надлежащим образом.

Решением Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции верно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (в настоящее время министерство инвестиционной политики Новгородской области) с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя соответствие содержания перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности включения нежилых помещений и зданий в оспариваемый акт.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:8223601:573, является двухэтажным нежилым зданием, общей площадью 8758,2 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - торгово-развлекательный комплекс, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - спортивные площадки, спортивно-оздоровительные сооружения, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании.

Из технического паспорта на указанное здание, составленного ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное "БТИ" отделение по городу Великий Новгород, по состоянию на 30 июля 2011 года, и экспликации к нему видно, что данный объект недвижимости имеет наименование: спортивно-развлекательный комплекс с встроенными магазинами, более 20 процентов расположенных в нем помещений имеют назначение: торговый зал общей площадью 3495,4 кв. м, кафе общей площадью 579,4 кв. м.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:0000000:1376 представляет собой трехэтажное здание, имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административного здания, зданий склада и гаража.

Из технического паспорта, составленного Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода Новгородской области, и экспликации к нему, видно, что здание общей площадью 1026,3 кв. м, имеет назначение - административное, состоит в том числе из помещений имеющих наименование и назначение: торговый зал общей площадью 315,1 кв. м.

Объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:8101202:112 является четырехэтажным нежилым зданием, общей площадью 1483 кв. м, имеет наименование - офисно-торговый центр, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для завершения строительства здания фитнес-центра, для эксплуатации офисно-торгового центра.

Из технического паспорта, составленного ГОУП Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода, по состоянию на 13 марта 2009 года, и экспликации к нему видно, что здание общей площадью 1483 кв. м, имеет назначение: офисно-торговый центр, расположенные в нем помещения имеют назначение: офисы общей площадью 683,1 кв. м, торговый зал общей площадью 194,4 кв. м.

Кроме того, под пунктом 103 перечня включено здание, а также расположенные в нем помещения с кадастровыми номерами 53:23:0000000:8940 (пункт 112) и 53:23:7009402:493 (пункт 122).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, техническому паспорту на встроенное помещение магазина, составленному Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода, объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:0000000:8940 является нежилым встроенным помещением, общей площадью 166,3 кв. м, включает в себя торговые залы общей площадью 161,3 кв. м, находится в подвале здания, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административных помещений, офисов и магазинов.

Объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:7009402:493 является нежилым встроенным помещением, общей площадью 280,6 кв. м, находится в подвале здания, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административных помещений, офисов и магазинов. Данное встроенное помещение согласно техническому паспорту состоит из: комнаты приема пищи, кухни-мойки, зала, бара, кухни, общей площадью 174,6 кв. м.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные нежилые здания и помещения правомерно отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, как на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей площади зданий и помещений предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, так и по виду разрешенного использования земельных участков, в границах которых названные объекты располагаются.

Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.

В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 53:23:0000000:8940, 53:23:7009402:493 и нежилых зданий с кадастровыми номерами 53:23:8223601:573, 53:23:0000000:1376, 53:23:8101202:112 в оспариваемый перечень, поскольку они предназначены для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеют правового значения доводы апелляционной жалобы о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования названных выше зданий и помещений, поскольку для включения объектов недвижимости в оспариваемый перечень достаточно того, чтобы они отвечали хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в Новгородской области нормативного правового акта, определяющего вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не имеет правового значения по настоящему административному делу ввиду того, что спорные объекты включены в перечень не по фактическому их использованию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Славного В.О. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления