ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2019 г. N 9-АПА19-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Никоновой Л.В. о признании недействующим Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 г. N 22 в части установления зоны санитарной охраны источников водоснабжения (II пояса) в отношении земельного участка по апелляционной жалобе Городской Думы города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского областного суда от 09 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Никонова Л.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 г. N 22 в части установления зоны санитарной охраны источников водоснабжения (II пояса) в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>.
Решением Нижегородского областного суда от 09 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Городская Дума города Нижнего Новгорода обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
В судебное заседание Никонова Л.В., представители городской Думы города Нижнего Новгорода, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. От городской Думы города Нижнего Новгорода и Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным заявленные ходатайства удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генерального плана городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" на Правительство Нижегородской области возложены полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением проведения публичных слушаний.
Согласно указанному закону и Положению о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 г. N 248 департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет полномочия по утверждению правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений.
В порядке предоставленных полномочий постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 г. N 22 утвержден Генеральный план города Нижнего Новгорода, опубликованное в газетах "День города. Нижний Новгород" от 09 апреля 2010 г. N 26 (448), от 14 августа 2015 г. N 64 (1009) (приложения 1 - 3), 19 - 25 августа 2015 г. N 65 (1010) (приложения 1 - 3).
В Генеральный план города Нижнего Новгорода неоднократно вносились изменения, последние от 01 ноября 2018 г. N 679 и от 22 марта 2019 г. N 152.
Согласно схеме функционального зонирования, а также схеме комплексной оценки состояния окружающей среды (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана (в действующей редакции) отображены границы зоны санитарной охраны водозаборов (II и III пояса).
Как следует из материалов дела Никонова Л.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, на котором расположен принадлежащий ей индивидуальный жилой дом.
Администрацией города Нижнего Новгорода от 11 декабря 2017 г. истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с нахождением земельного участка в соответствии с Генеральным планом города в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (II пояса) и соответственно с ограничением участка в обороте в порядке подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая нормативный правовой акт административный истец, полагает, что установленная зона санитарной охраны в границах арендованного ею земельного участка на картах Генерального плана города не соответствует действующему законодательству и нарушает права и истца на приобретение земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения, а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения.
Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, САНПИН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 9 марта 2011 г. N 157 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области" Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области является уполномоченным органом по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 10 сентября 2015 г. N 1393 утверждались граница и режим зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водопроводных станций "Малиновая гряда" и "Слудинская" города Нижнего Новгорода на реке Ока. Однако, указанный приказ был отменен приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 8 июля 2016 г. N 1426 в связи с отсутствием необходимой информации при описании границ.
Сведения об утверждении границы зоны санитарной охраны для водозаборной станции "Слудинская" отсутствуют.
С учетом изложенного земельный участок с кадастровым номером <...> отображен в Генеральном плане города Нижнего Новгорода как находящийся в зоне санитарной охраны источников водоснабжения (II пояса), не утвержденной в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Нижегородского областного суда от 09 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Городской Думы города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------